Городской округ Сочи
Подборка наиболее важных документов по запросу Городской округ Сочи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности за нарушение требований к внешнему виду и содержанию внешних поверхностей зданий, иных объектов благоустройства (в том числе в связи с нанесением граффити)
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе... [осмотра - ред.] выявлено, что ООО... не осуществляет очистку от надписей, рисунков, а также нанесенных граффити фасадов, в нарушение абз. 9 п. 3.1.10 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, утвержденных решением Городского собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 29.11.2021 года N 135 (далее - Правила благоустройства).
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе... [осмотра - ред.] выявлено, что ООО... не осуществляет очистку от надписей, рисунков, а также нанесенных граффити фасадов, в нарушение абз. 9 п. 3.1.10 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, утвержденных решением Городского собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 29.11.2021 года N 135 (далее - Правила благоустройства).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 95 "Восстановление пропущенного процессуального срока" КАС РФ"Исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, с учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции имелись основания для восстановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, поскольку извещение структурного подразделения администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи - Департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации <адрес>, о рассмотрении данного гражданского дела не свидетельствует об извещении самого органа местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Федеральные территории в территориальном устройстве России: проблемы конституционного статуирования
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В-четвертых, уникальной особенностью правового регулирования на территории ФТ "Сириус" являются соглашения о передаче полномочий, заключаемые администрацией ФТ "Сириус" и отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления. И более того, все контрольные полномочия за использованием финансовых средств переданы именно органам власти ФТ "Сириус", а не специализированным федеральным органам <46>. А в рамках соглашений (почти 20!) между администрацией ФТ "Сириус" и администрацией городского округа Сочи практически все полномочия по решению вопросов местного значения (от благоустройства до библиотечного обслуживания) переданы для реализации муниципалитету г. Сочи <47>.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В-четвертых, уникальной особенностью правового регулирования на территории ФТ "Сириус" являются соглашения о передаче полномочий, заключаемые администрацией ФТ "Сириус" и отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления. И более того, все контрольные полномочия за использованием финансовых средств переданы именно органам власти ФТ "Сириус", а не специализированным федеральным органам <46>. А в рамках соглашений (почти 20!) между администрацией ФТ "Сириус" и администрацией городского округа Сочи практически все полномочия по решению вопросов местного значения (от благоустройства до библиотечного обслуживания) переданы для реализации муниципалитету г. Сочи <47>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"Статья 4. Действие федерального законодательства, законодательства Краснодарского края, муниципальных правовых актов муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в федеральной территории "Сириус"
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"Статья 4. Действие федерального законодательства, законодательства Краснодарского края, муниципальных правовых актов муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в федеральной территории "Сириус"
Федеральный закон от 29.12.2020 N 466-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
"О территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.04.2023)76) Сочинского гарнизонного военного суда - на территориях городского округа город-курорт Сочи, городского округа Сириус и Туапсинского района Краснодарского края;
(ред. от 03.04.2023)
"О территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.04.2023)76) Сочинского гарнизонного военного суда - на территориях городского округа город-курорт Сочи, городского округа Сириус и Туапсинского района Краснодарского края;
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В ФЗ от 22.12.2020 N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" не говорится о том, что территория будет иметь специальные органы представительства на федеральном, региональном или муниципальном уровне. В Уставе Краснодарского края и в Уставе городского округа Сочи также ничего не сказано о представительстве "Сириуса" в региональных и муниципальных органах власти. Но можно предполагать, что это обусловлено первичностью регулирования - вводится до 31 декабря 2025 г. переходный период, в течение которого будут решаться вопросы организации функционирования федеральной территории "Сириус" (ч. 3 ст. 47). К тому же формирование Совета этой федеральной территории запланировано на 19 сентября 2021 года (избираемая часть) и 30 сентября (в части, назначаемой Президентом, Правительством и Губернатором). Совет федеральной территории должен принять Устав "Сириуса", в котором "определяются вопросы организации и функционирования федеральной территории" (ч. 2 ст. 5).
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В ФЗ от 22.12.2020 N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" не говорится о том, что территория будет иметь специальные органы представительства на федеральном, региональном или муниципальном уровне. В Уставе Краснодарского края и в Уставе городского округа Сочи также ничего не сказано о представительстве "Сириуса" в региональных и муниципальных органах власти. Но можно предполагать, что это обусловлено первичностью регулирования - вводится до 31 декабря 2025 г. переходный период, в течение которого будут решаться вопросы организации функционирования федеральной территории "Сириус" (ч. 3 ст. 47). К тому же формирование Совета этой федеральной территории запланировано на 19 сентября 2021 года (избираемая часть) и 30 сентября (в части, назначаемой Президентом, Правительством и Губернатором). Совет федеральной территории должен принять Устав "Сириуса", в котором "определяются вопросы организации и функционирования федеральной территории" (ч. 2 ст. 5).
Статья: Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Формированием органов местного самоуправления городского округа "Сириус" могла бы завершится череда мероприятий по обособлению этой территории от территории городского округа Сочи и приданию ей особого статуса. Однако, как известно, далее события развивались по иному сценарию, и в декабре 2020 г. "Сириус" получил статус первой в России федеральной территории. Данное решение свидетельствует о поиске со стороны власти новых правовых форм и инструментов, которые бы позволили интенсивно развивать науку, образование и технологии в соответствии с требованиями нового времени. Рассмотренная выше конструкция инновационного научно-технологического центра, судя по всему, не позволяла в достаточной степени учесть уникальность нового инновационного кластера. Решение состояло в том, чтобы реализовать на территории "Сириуса" не только новые инструменты поддержки экономической деятельности, но и совершенно новую модель управления территорий. Рассмотрим, в чем же состоят особенности этой модели.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Формированием органов местного самоуправления городского округа "Сириус" могла бы завершится череда мероприятий по обособлению этой территории от территории городского округа Сочи и приданию ей особого статуса. Однако, как известно, далее события развивались по иному сценарию, и в декабре 2020 г. "Сириус" получил статус первой в России федеральной территории. Данное решение свидетельствует о поиске со стороны власти новых правовых форм и инструментов, которые бы позволили интенсивно развивать науку, образование и технологии в соответствии с требованиями нового времени. Рассмотренная выше конструкция инновационного научно-технологического центра, судя по всему, не позволяла в достаточной степени учесть уникальность нового инновационного кластера. Решение состояло в том, чтобы реализовать на территории "Сириуса" не только новые инструменты поддержки экономической деятельности, но и совершенно новую модель управления территорий. Рассмотрим, в чем же состоят особенности этой модели.
Статья: Проблемы регулирования экономического обеспечения публично-правовых территорий в Российской Федерации
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2025, N 3)Закон N 437-ФЗ определяет экономическую основу федеральной территории: основными источниками финансирования являются собственный бюджет и федеральные субвенции. В ст. 43 данного Закона определены условия владения имущественным комплексом территории "Сириус" - "бюджет, межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального и регионального (бюджет Краснодарского края) и муниципального бюджетов (бюджет городского округа г. Сочи), добровольные отчисления и иные источники".
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2025, N 3)Закон N 437-ФЗ определяет экономическую основу федеральной территории: основными источниками финансирования являются собственный бюджет и федеральные субвенции. В ст. 43 данного Закона определены условия владения имущественным комплексом территории "Сириус" - "бюджет, межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального и регионального (бюджет Краснодарского края) и муниципального бюджетов (бюджет городского округа г. Сочи), добровольные отчисления и иные источники".
Статья: Федеральные территории в Российской Федерации: первый опыт создания и проблемы конституционно-правового регулирования
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Сириус до названного преобразования являлся частью муниципального образования городского округа "Сочи" и представлял собой территорию, по размерам сопоставимую с территорией близлежащего аэропорта. Под этим названием функционировал образовательный центр. Под его управлением находилась большая часть объектов олимпийского наследия, которые в настоящий момент используются как спортивные сооружения для детей и подростков.
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Сириус до названного преобразования являлся частью муниципального образования городского округа "Сочи" и представлял собой территорию, по размерам сопоставимую с территорией близлежащего аэропорта. Под этим названием функционировал образовательный центр. Под его управлением находилась большая часть объектов олимпийского наследия, которые в настоящий момент используются как спортивные сооружения для детей и подростков.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, наличие на земельном участке N 45 объекта недвижимости федерального уровня собственности, в силу прямого указания части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, исключает передачу этого участка из федеральной собственности в собственность городского округа Сочи.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, наличие на земельном участке N 45 объекта недвижимости федерального уровня собственности, в силу прямого указания части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, исключает передачу этого участка из федеральной собственности в собственность городского округа Сочи.
Статья: Наследование жителями федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Наследственное право", 2021, N 2)Между тем жители Имеритинской низменности, в которой Законом N 437-ФЗ закреплены границы федеральной территории, такие же жители Российской Федерации, что и все ее остальные граждане, имеющие конституционные права, в том числе право наследования, согласно ч. 4 ст. 35 Конституции. Данная территория, как и любая другая территория в Российской Федерации, имеет свои исторические особенности формирования состава населения. Фактически любая территория в России смело может именоваться уникальной. Не является исключением Имеритинская низменность, чей полиэтничный и поликонфессиональный состав населения на сегодняшний день обусловливает особенности организации жизненных укладов, традиций и обычаев <1>. Стоит отметить, что убыхи (один из этносов, входящих в адыгский метаэтнос), являвшиеся коренными обитателями субрегиона, избрали непризнание победы Российской империи в Кавказской войне 1860 г. и добровольную иммиграцию <2>. Шапсуги (другой этнос в составе адыгского метаэтноса), напротив, несмотря на первоначальную иммиграцию, в части также добровольно реэмигрировали к местам исторического расселения. Однако к периоду реиммиграции (1880 - 1890) территории, в том числе Имеритинская низменность, были заселены колонистами, имевшими славянские, армянские, греческие и немецкие корни. Впоследствии, в 1924 г. был создан Шапсугский национальный район с центром в городе-курорте Туапсе. В настоящее время этническим центом проживания шапсугов является поселок Дагомыс, выделенный из состава городского округа Сочи. Кроме того, на этой же территории в начале XX в. были расселены казаки-некрасовцы, реэмигранты из Османской империи. В 1911 году 616 старообрядцев переселились в Имеритинскую низменность с берегов Мраморного моря, а в настоящее время местом компактного проживания старообрядцев является поселок Некрасовское. Именно для установления в организации решения вопросов местного значения в связи с указанными особенностями (в том числе) имеет свое предназначение отделенность института самоуправления от органов государственной власти.
(Майборода В.А.)
("Наследственное право", 2021, N 2)Между тем жители Имеритинской низменности, в которой Законом N 437-ФЗ закреплены границы федеральной территории, такие же жители Российской Федерации, что и все ее остальные граждане, имеющие конституционные права, в том числе право наследования, согласно ч. 4 ст. 35 Конституции. Данная территория, как и любая другая территория в Российской Федерации, имеет свои исторические особенности формирования состава населения. Фактически любая территория в России смело может именоваться уникальной. Не является исключением Имеритинская низменность, чей полиэтничный и поликонфессиональный состав населения на сегодняшний день обусловливает особенности организации жизненных укладов, традиций и обычаев <1>. Стоит отметить, что убыхи (один из этносов, входящих в адыгский метаэтнос), являвшиеся коренными обитателями субрегиона, избрали непризнание победы Российской империи в Кавказской войне 1860 г. и добровольную иммиграцию <2>. Шапсуги (другой этнос в составе адыгского метаэтноса), напротив, несмотря на первоначальную иммиграцию, в части также добровольно реэмигрировали к местам исторического расселения. Однако к периоду реиммиграции (1880 - 1890) территории, в том числе Имеритинская низменность, были заселены колонистами, имевшими славянские, армянские, греческие и немецкие корни. Впоследствии, в 1924 г. был создан Шапсугский национальный район с центром в городе-курорте Туапсе. В настоящее время этническим центом проживания шапсугов является поселок Дагомыс, выделенный из состава городского округа Сочи. Кроме того, на этой же территории в начале XX в. были расселены казаки-некрасовцы, реэмигранты из Османской империи. В 1911 году 616 старообрядцев переселились в Имеритинскую низменность с берегов Мраморного моря, а в настоящее время местом компактного проживания старообрядцев является поселок Некрасовское. Именно для установления в организации решения вопросов местного значения в связи с указанными особенностями (в том числе) имеет свое предназначение отделенность института самоуправления от органов государственной власти.
Статья: Особенности развития новых территориальных субкластеров Сочинской курортной агломерации в стратегический период
(Онищенко Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)<*> Составлено автором на основе: Плаксин О. Водные ресурсы городского округа Сочи // Святой Источник. 2019. 2 июля; Схема территориально-пространственного деления Сочинской курортной агломерации. Курорты Магри, Лазаревское, Головинка, Дагомыс, Сочи, Хоста, Адлер, Красная Поляна: карта. М: 1:300 000 / ООО "Архитектурная мастерская "АР.КО" г. Сочи; Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на период до 2035 г. // URL: https://sochi.ru/upload/iblock/0e3/y326xkr7jqptnwb39bzwdccccfm8odpz.pdf (дата обращения: 11.09.2024); Обоснование численности постоянного и временного населения в проекте Генплана Сочи // URL: https://grad-sochi.ru/2023/04/03/16182/ (дата обращения: 11.09.2024); Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения: 11.09.2024).
(Онищенко Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)<*> Составлено автором на основе: Плаксин О. Водные ресурсы городского округа Сочи // Святой Источник. 2019. 2 июля; Схема территориально-пространственного деления Сочинской курортной агломерации. Курорты Магри, Лазаревское, Головинка, Дагомыс, Сочи, Хоста, Адлер, Красная Поляна: карта. М: 1:300 000 / ООО "Архитектурная мастерская "АР.КО" г. Сочи; Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на период до 2035 г. // URL: https://sochi.ru/upload/iblock/0e3/y326xkr7jqptnwb39bzwdccccfm8odpz.pdf (дата обращения: 11.09.2024); Обоснование численности постоянного и временного населения в проекте Генплана Сочи // URL: https://grad-sochi.ru/2023/04/03/16182/ (дата обращения: 11.09.2024); Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения: 11.09.2024).