Гостиничные услуги защита прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Гостиничные услуги защита прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статей 421, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9, 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статьями 29, 32 Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", суды пришли к правильному выводу о том, что истцу при заключении договора была представлена необходимая и достоверная информация об услуге, в том числе о забронированном отеле, при этом истцом не представлено доказательств несоответствия оказанной услуги условиям договора, в связи с чем оснований для уменьшения стоимости туристского продукта, а также неустойки и компенсации морального вреда не имеется."
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 N 88-31970/2023
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Доказано наличие вины ответчика в причинении вреда имуществу истца. Размер компенсации морального вреда определен с учетом требований разумности и справедливости. Размер штрафа снижен ввиду его несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходил из того, что само по себе то обстоятельство, что падение дерева произошло с земельного участка, не находящегося во владении ответчика, не исключает его вину в причинении истцу ущерба с учетом закрепления за ответчиком территории для обслуживания и содержания отеля постановлением администрации, как и не обеспечения сохранности автомобиля с учетом размещения его на охраняемой гостевой автостоянке ответчика. Суд учел, что то обстоятельство, что в день падения дерева имело место предупреждение ГУ МЧС России по Московской области об ухудшении метеорологических условий с предупреждением воздержаться от парковки автомобилей под деревьями, не исключает вины ответчика с учетом выводов дендроагроэкологического исследования, выводы которого ответчик доказательно не опроверг. Суд принял во внимание, что в соответствии с пунктом 31 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель отвечает за сохранность вещей потребителя, при этом стоимость пользования гостевой парковкой включена в стоимость путевки, что также следует и из информации, размещенной на сайте ответчика о тарифах, факт нахождения автомобиля истца на момент его повреждения падением дерева на охраняемой гостевой стоянке ответчика подтверждается материалами дела, таким образом, поскольку вред имуществу истца причинен при оказании гостиничных услуг на основании договора, то за причиненный истцу вреда ответчик отвечает по законодательству о защите прав потребителей независимо от того, что истец с ответчиком отдельный договор на оказание таких услуг не заключал, потому что обеспечение сохранности вещей потребителя относится к объему гостиничных услуг, и в данной части со стороны ответчика услуга оказана ненадлежащим образом, сохранность автомобиля на истца стоянке ответчика не обеспечена, между тем при нарушении прав потребителя в его пользу подлежат взысканию компенсация морального вреда и штраф, размер которого несоразмерен последствиям нарушения обязательства, учитывая конкретные обстоятельства дела и период неисполнения обязательства.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Доказано наличие вины ответчика в причинении вреда имуществу истца. Размер компенсации морального вреда определен с учетом требований разумности и справедливости. Размер штрафа снижен ввиду его несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходил из того, что само по себе то обстоятельство, что падение дерева произошло с земельного участка, не находящегося во владении ответчика, не исключает его вину в причинении истцу ущерба с учетом закрепления за ответчиком территории для обслуживания и содержания отеля постановлением администрации, как и не обеспечения сохранности автомобиля с учетом размещения его на охраняемой гостевой автостоянке ответчика. Суд учел, что то обстоятельство, что в день падения дерева имело место предупреждение ГУ МЧС России по Московской области об ухудшении метеорологических условий с предупреждением воздержаться от парковки автомобилей под деревьями, не исключает вины ответчика с учетом выводов дендроагроэкологического исследования, выводы которого ответчик доказательно не опроверг. Суд принял во внимание, что в соответствии с пунктом 31 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель отвечает за сохранность вещей потребителя, при этом стоимость пользования гостевой парковкой включена в стоимость путевки, что также следует и из информации, размещенной на сайте ответчика о тарифах, факт нахождения автомобиля истца на момент его повреждения падением дерева на охраняемой гостевой стоянке ответчика подтверждается материалами дела, таким образом, поскольку вред имуществу истца причинен при оказании гостиничных услуг на основании договора, то за причиненный истцу вреда ответчик отвечает по законодательству о защите прав потребителей независимо от того, что истец с ответчиком отдельный договор на оказание таких услуг не заключал, потому что обеспечение сохранности вещей потребителя относится к объему гостиничных услуг, и в данной части со стороны ответчика услуга оказана ненадлежащим образом, сохранность автомобиля на истца стоянке ответчика не обеспечена, между тем при нарушении прав потребителя в его пользу подлежат взысканию компенсация морального вреда и штраф, размер которого несоразмерен последствиям нарушения обязательства, учитывая конкретные обстоятельства дела и период неисполнения обязательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы по вопросу обеспечения безопасности предприятий гостиничного бизнеса
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)Сегодня динамично развивающаяся во всем мире сфера гостиничных услуг наиболее привлекательна и рентабельна среди остальных сегментов туристического бизнеса. Обладая высоким уровнем по сервисному обслуживанию, мировая гостиничная индустрия не только увеличивает свои доходы, но и темпы развития <2>. В этой связи предприятиям сферы гостиничных услуг приходится постоянно сталкиваться с растущей конкуренцией не только в собственных регионах, но также и за ее пределами. Поэтому данным предприятиям остается одно - обеспечить собственную конкурентоспособность, которая бы позволяла оставаться единственным конкурентоспособным сегментом туриндустрии в регионе, и иметь преимущества среди аналогичных организаций, работающих в соседних субъектах нашей страны. Однако обостряющаяся конкуренция в рассматриваемой сфере постоянно вытесняет многие из рассматриваемых предприятий из конкурентной борьбы, и это отрицательно сказывается не только на качестве обслуживания потребителей гостиничных услуг, но также и на их безопасности, поскольку, в особенности на региональном уровне, данные услуги пока что еще находятся на стадии активного развития. И поэтому одной из немаловажных проблем современного цифрового российского общества является совершенствование мер, связанных с обеспечением защищенности потребителей сферы гостиничных услуг.
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)Сегодня динамично развивающаяся во всем мире сфера гостиничных услуг наиболее привлекательна и рентабельна среди остальных сегментов туристического бизнеса. Обладая высоким уровнем по сервисному обслуживанию, мировая гостиничная индустрия не только увеличивает свои доходы, но и темпы развития <2>. В этой связи предприятиям сферы гостиничных услуг приходится постоянно сталкиваться с растущей конкуренцией не только в собственных регионах, но также и за ее пределами. Поэтому данным предприятиям остается одно - обеспечить собственную конкурентоспособность, которая бы позволяла оставаться единственным конкурентоспособным сегментом туриндустрии в регионе, и иметь преимущества среди аналогичных организаций, работающих в соседних субъектах нашей страны. Однако обостряющаяся конкуренция в рассматриваемой сфере постоянно вытесняет многие из рассматриваемых предприятий из конкурентной борьбы, и это отрицательно сказывается не только на качестве обслуживания потребителей гостиничных услуг, но также и на их безопасности, поскольку, в особенности на региональном уровне, данные услуги пока что еще находятся на стадии активного развития. И поэтому одной из немаловажных проблем современного цифрового российского общества является совершенствование мер, связанных с обеспечением защищенности потребителей сферы гостиничных услуг.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)В статье анализируются особенности защиты прав потребителей в условиях пандемии COVID-19. Автором выявлены основные направления и тенденции реформирования действующего законодательства о защите прав потребителей применительно к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. В частности, особое внимание уделено проблемам защиты прав потребителей туристских, гостиничных и транспортных услуг. Делаются выводы о дальнейшем совершенствовании отраслевого и специального законодательства с целью достижения оптимального баланса интересов сторон потребительских отношений.
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)В статье анализируются особенности защиты прав потребителей в условиях пандемии COVID-19. Автором выявлены основные направления и тенденции реформирования действующего законодательства о защите прав потребителей применительно к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. В частности, особое внимание уделено проблемам защиты прав потребителей туристских, гостиничных и транспортных услуг. Делаются выводы о дальнейшем совершенствовании отраслевого и специального законодательства с целью достижения оптимального баланса интересов сторон потребительских отношений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.02.2018 N 16-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии"выявление аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство о присвоении гостинице определенной категории, несоответствия гостиницы и (или) предоставляемых в ней гостиничных услуг установленным положением о классификации гостиниц требованиям к категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостинице определенной категории, на основании жалобы потребителя гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, о нарушении прав потребителя при предоставлении гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти о нарушении требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности;
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии"выявление аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство о присвоении гостинице определенной категории, несоответствия гостиницы и (или) предоставляемых в ней гостиничных услуг установленным положением о классификации гостиниц требованиям к категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостинице определенной категории, на основании жалобы потребителя гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, о нарушении прав потребителя при предоставлении гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти о нарушении требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности;
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 22.06.2024)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"выявление аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство о присвоении гостинице определенной категории, несоответствия гостиницы и (или) предоставляемых в ней гостиничных услуг установленным положением о классификации гостиниц требованиям к категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостинице определенной категории, на основании жалобы потребителя гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о нарушении прав потребителя при предоставлении гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти о нарушении требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности;
(ред. от 22.06.2024)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"выявление аккредитованной организацией, выдавшей свидетельство о присвоении гостинице определенной категории, несоответствия гостиницы и (или) предоставляемых в ней гостиничных услуг установленным положением о классификации гостиниц требованиям к категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостинице определенной категории, на основании жалобы потребителя гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о нарушении прав потребителя при предоставлении гостиничных услуг, либо мотивированного представления должностного лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти о нарушении требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности;