Государственная программа занятость населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная программа занятость населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Однако даже точное определение цели не позволяет судить об эффективности правового регулирования, пока не будут установлены его результаты. В связи с этим достаточно интересным видится наличие в законодательстве о занятости норм, которые в качестве цели устанавливают ожидаемый результат регулирования. В последние годы стратегические направления политики государства в сфере занятости определяются в правовых актах программного характера. Так, Государственная программа РФ "Содействие занятости населения" <24> долгосрочным приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости определяет создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду. Одним из ожидаемых результатов в рамках этого приоритетного направления, который назван в Госпрограмме целью, заявлено непревышение к 2030 г. значения уровня регистрируемой безработицы более 1%. Можно ли достижение этого целевого ориентира считать результатом правового регулирования отношений занятости населения? Позволяет ли он судить о его эффективности? Полагаем, что нет. Во-первых, регистрируемая безработица охватывает не всех лиц, нуждающихся в трудоустройстве, а только тех, кто в поисках работы обращается в органы занятости и признается безработным. Во-вторых, добиться уменьшения количества зарегистрированных безработных можно не только за счет качественной работы органов занятости по содействию трудоустройству или организации предпринимательской деятельности граждан, но и путем ужесточения требований к признанию безработным, низкой эффективности мер социальной поддержки безработных, что снизит мотивацию к обращению в соответствующие органы, и т.д., однако в этом вряд ли можно усмотреть положительный эффект, скорее это отрицательная эффективность. В качестве второй цели Госпрограммы "Содействие занятости населения" обозначено создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Не умаляя значение института охраны труда, отметим, что если эта цель и влияет на содействие занятости населения, то косвенно или незначительно. Других целевых ориентиров Программа не содержит.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Однако даже точное определение цели не позволяет судить об эффективности правового регулирования, пока не будут установлены его результаты. В связи с этим достаточно интересным видится наличие в законодательстве о занятости норм, которые в качестве цели устанавливают ожидаемый результат регулирования. В последние годы стратегические направления политики государства в сфере занятости определяются в правовых актах программного характера. Так, Государственная программа РФ "Содействие занятости населения" <24> долгосрочным приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости определяет создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду. Одним из ожидаемых результатов в рамках этого приоритетного направления, который назван в Госпрограмме целью, заявлено непревышение к 2030 г. значения уровня регистрируемой безработицы более 1%. Можно ли достижение этого целевого ориентира считать результатом правового регулирования отношений занятости населения? Позволяет ли он судить о его эффективности? Полагаем, что нет. Во-первых, регистрируемая безработица охватывает не всех лиц, нуждающихся в трудоустройстве, а только тех, кто в поисках работы обращается в органы занятости и признается безработным. Во-вторых, добиться уменьшения количества зарегистрированных безработных можно не только за счет качественной работы органов занятости по содействию трудоустройству или организации предпринимательской деятельности граждан, но и путем ужесточения требований к признанию безработным, низкой эффективности мер социальной поддержки безработных, что снизит мотивацию к обращению в соответствующие органы, и т.д., однако в этом вряд ли можно усмотреть положительный эффект, скорее это отрицательная эффективность. В качестве второй цели Госпрограммы "Содействие занятости населения" обозначено создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Не умаляя значение института охраны труда, отметим, что если эта цель и влияет на содействие занятости населения, то косвенно или незначительно. Других целевых ориентиров Программа не содержит.
Статья: Подготовка квалифицированных кадров как важнейшее условие обеспечения технологического суверенитета в Российской Федерации: правовые механизмы и стратегия развития высшего образования
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)3. Институциональные механизмы: разработка прогнозов баланса трудовых ресурсов; государственная программа "Содействие занятости населения"; региональные программы повышения мобильности (в г. Москве с 2020 г. действует Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, в том числе прогноза потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2020 N 1512-ПП <25>).
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)3. Институциональные механизмы: разработка прогнозов баланса трудовых ресурсов; государственная программа "Содействие занятости населения"; региональные программы повышения мобильности (в г. Москве с 2020 г. действует Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, в том числе прогноза потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2020 N 1512-ПП <25>).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
Статья: Рынок труда и занятость в России: проблемы и перспективы
(Зимакова М.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Значит, главным стимулятором занятости, как и ее обеспечением, является само государство, которое путем гарантий и обеспечением условий свободы труда провоцирует и направляет граждан быть активным занятым населением. Тем самым подтверждая теорию неоклассического синтеза, которая была разработана Полом Самуэльсоном во второй половине XX в., о необходимости одновременного использования как рыночных, так и государственных мер воздействия в экономике, контролируя со стороны государства проблемы, которые связаны с занятостью населения и появлением безработицы. Принципы такой теории занятости лежат в основе разработки Правительством РФ государственной программы содействия занятости населения.
(Зимакова М.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Значит, главным стимулятором занятости, как и ее обеспечением, является само государство, которое путем гарантий и обеспечением условий свободы труда провоцирует и направляет граждан быть активным занятым населением. Тем самым подтверждая теорию неоклассического синтеза, которая была разработана Полом Самуэльсоном во второй половине XX в., о необходимости одновременного использования как рыночных, так и государственных мер воздействия в экономике, контролируя со стороны государства проблемы, которые связаны с занятостью населения и появлением безработицы. Принципы такой теории занятости лежат в основе разработки Правительством РФ государственной программы содействия занятости населения.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Одной из основных целей Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" <1> являются создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение этой цели предполагает внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Одной из основных целей Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" <1> являются создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение этой цели предполагает внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей.
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В России основные направления государственной политики в области охраны труда определены в ст. 210 ТК РФ. В качестве главной задачи Кодекс устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, что в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формированию политики в сфере охраны труда, охватывающей не только вопросы безопасности и гигиены труда, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом. Эта задача реализуется в рамках подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы "Содействие занятости населения" <12>, программами субъектов РФ.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В России основные направления государственной политики в области охраны труда определены в ст. 210 ТК РФ. В качестве главной задачи Кодекс устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, что в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формированию политики в сфере охраны труда, охватывающей не только вопросы безопасности и гигиены труда, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом. Эта задача реализуется в рамках подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы "Содействие занятости населения" <12>, программами субъектов РФ.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В Чукотском автономном округе реализуется подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов" Государственной программы "Развитие занятости населения Чукотского автономного округа" <1>, предусматривающая привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Чукотский автономный округ в 2022 - 2026 гг. В 2023 г. в рамках реализации указанной подпрограммы планируется привлечь 37 человек, в 2024 г. - 27 человек. При реализации ведомственной целевой программы Сахалинской области "Повышение мобильности трудовых ресурсов" <2> работодателями Сахалинской области планируется привлечь на работу из других субъектов Российской Федерации в 2023 г. - 26 человек, в 2024 г. - 10, в 2025 г. - 12 человек.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В Чукотском автономном округе реализуется подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов" Государственной программы "Развитие занятости населения Чукотского автономного округа" <1>, предусматривающая привлечение квалифицированных трудовых ресурсов в Чукотский автономный округ в 2022 - 2026 гг. В 2023 г. в рамках реализации указанной подпрограммы планируется привлечь 37 человек, в 2024 г. - 27 человек. При реализации ведомственной целевой программы Сахалинской области "Повышение мобильности трудовых ресурсов" <2> работодателями Сахалинской области планируется привлечь на работу из других субъектов Российской Федерации в 2023 г. - 26 человек, в 2024 г. - 10, в 2025 г. - 12 человек.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" <1> в настоящее время действует в редакции 2023 г., за исключением положений, рассчитанных на период 2013 - 2023 гг. и признанных утратившими силу.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" <1> в настоящее время действует в редакции 2023 г., за исключением положений, рассчитанных на период 2013 - 2023 гг. и признанных утратившими силу.