Государственный служащий не уведомил о возможном конфликте интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный служащий не уведомил о возможном конфликте интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2023 по делу N 88-7830/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена с гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Как следует из докладной записки, указанным постановлением установлено, что К., являясь федеральным государственным служащим, в период с 15 августа 2017 года про 22 мая 2018 года, из корыстной и иной личной заинтересованности неоднократно лично и через других лиц получала от неустановленных лиц документы иностранных граждан и за денежное вознаграждение, получаемое в качестве взяток, осуществляла оформление разрешений на временное пребывание на территории РФ и патентов на работу. При этом нарушая установленный порядок оформления данных документов о фактах склонения к коррупционным правонарушениям представителя работодателя не уведомила, мер к урегулированию конфликта интересов не приняла.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена с гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Как следует из докладной записки, указанным постановлением установлено, что К., являясь федеральным государственным служащим, в период с 15 августа 2017 года про 22 мая 2018 года, из корыстной и иной личной заинтересованности неоднократно лично и через других лиц получала от неустановленных лиц документы иностранных граждан и за денежное вознаграждение, получаемое в качестве взяток, осуществляла оформление разрешений на временное пребывание на территории РФ и патентов на работу. При этом нарушая установленный порядок оформления данных документов о фактах склонения к коррупционным правонарушениям представителя работодателя не уведомила, мер к урегулированию конфликта интересов не приняла.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Необходимо учитывать, что в качестве "наказания" за неуведомление при установлении конфликта интересов у бывшего госслужащего при устройстве на работу или заключении гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. рублей закон предусматривает прекращение трудовых отношений с организацией (прекращение гражданско-правового договора), возврат полученных денежных средств в качестве вознаграждения за работу не предусмотрен. В этом случае выдвижение требования о расторжении трудового или гражданско-правового контракта является мерой, направленной на устранение нарушения действующего законодательства, а не мерой ответственности для работника <33>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Необходимо учитывать, что в качестве "наказания" за неуведомление при установлении конфликта интересов у бывшего госслужащего при устройстве на работу или заключении гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. рублей закон предусматривает прекращение трудовых отношений с организацией (прекращение гражданско-правового договора), возврат полученных денежных средств в качестве вознаграждения за работу не предусмотрен. В этом случае выдвижение требования о расторжении трудового или гражданско-правового контракта является мерой, направленной на устранение нарушения действующего законодательства, а не мерой ответственности для работника <33>.
Статья: Анализ судебной практики по вопросам привлечения государственных (муниципальных) служащих к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции
(Поплавская В.)
("Административное право", 2019, N 4)Увольнение в связи с утратой доверия признавалось судами правомерным при совершении в основном таких "тяжких" коррупционных правонарушений, как непринятие государственным (муниципальным) служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, неуведомление служащим представителя нанимателя о возможности возникновения или возникшем конфликте интересов; непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведений) либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
(Поплавская В.)
("Административное право", 2019, N 4)Увольнение в связи с утратой доверия признавалось судами правомерным при совершении в основном таких "тяжких" коррупционных правонарушений, как непринятие государственным (муниципальным) служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, неуведомление служащим представителя нанимателя о возможности возникновения или возникшем конфликте интересов; непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведений) либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821
(ред. от 25.01.2024)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")е) уведомление государственного служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
(ред. от 25.01.2024)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")е) уведомление государственного служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Приказ СК России от 18.04.2016 N 28
(ред. от 27.07.2022)
"Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими (федеральными государственными гражданскими служащими) Следственного комитета Российской Федерации о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2016 N 42257)5. В случае нахождения государственного служащего в командировке, не при исполнении должностных (служебных) обязанностей, вне пределов места службы, а также в иных случаях, когда он не может уведомить работодателя в письменной форме о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать с помощью любых доступных средств связи своего непосредственного руководителя не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало об этом известно, а по возвращении из командировки, возобновлении исполнения должностных (служебных) обязанностей, прибытии к месту службы, а также при появившейся возможности не позднее следующего рабочего дня направить работодателю уведомление в письменной форме.
(ред. от 27.07.2022)
"Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими (федеральными государственными гражданскими служащими) Следственного комитета Российской Федерации о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2016 N 42257)5. В случае нахождения государственного служащего в командировке, не при исполнении должностных (служебных) обязанностей, вне пределов места службы, а также в иных случаях, когда он не может уведомить работодателя в письменной форме о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать с помощью любых доступных средств связи своего непосредственного руководителя не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало об этом известно, а по возвращении из командировки, возобновлении исполнения должностных (служебных) обязанностей, прибытии к месту службы, а также при появившейся возможности не позднее следующего рабочего дня направить работодателю уведомление в письменной форме.