Границы зоны санитарной охраны
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы зоны санитарной охраны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Истец хочет выделить в натуре долю в праве общей долевой собственности на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что выдел доли запрошен из земельного участка, расположенного в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что выдел доли запрошен из земельного участка, расположенного в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" ЗК РФ"Нахождение испрашиваемых земельных участков в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, режимами которых не предусмотрено использование земельного участка для личного подсобного хозяйства, обусловило принятие органом местного самоуправления законного решения об отказе в удовлетворении заявления главы хозяйства на основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. Представление схем без учета требований к их подготовке, установленным пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а также с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, также являлось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в испрашиваемых целях и не позволяла администрации предоставить этот участок в индивидуальное арендное пользование."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы и размеры зон санитарной охраны источников
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы и размеры зон санитарной охраны источников
Статья: Спор об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- учреждения, использующие земельные участки в границах зон санитарной охраны (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 14.10.2019 по делу N 33-29875/2019);
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- учреждения, использующие земельные участки в границах зон санитарной охраны (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 14.10.2019 по делу N 33-29875/2019);
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)При этом названный федеральный закон не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)При этом названный федеральный закон не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15) в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15) в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 (далее - Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности), скважины, указанные в п. 2 данных Правил, должны закладываться за пределами границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, охранных зон ЛЭП, магистральных нефтегазопроводов, водозаборных, других промышленных и гражданских объектов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 (далее - Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности), скважины, указанные в п. 2 данных Правил, должны закладываться за пределами границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, охранных зон ЛЭП, магистральных нефтегазопроводов, водозаборных, других промышленных и гражданских объектов.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении водных объектов в пользование, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, о водных объектах и расположенных на них ГТС и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении водных объектов в пользование, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, о водных объектах и расположенных на них ГТС и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований;
Статья: Совершенствование процессуального законодательства и проблема формирования единообразной судебной практики как основы повышения эффективности рассмотрения земельных споров
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Так, в деле N А57-18537/2017 по иску индивидуального предпринимателя О.И. к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на самовольную постройку - объект незавершенного строительства важную роль при принятии судебного решения сыграли результаты судебной строительно-технической экспертизы. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект нарушает требования СанПиН 2.1.4.1110-02, ввиду его расположения в границах зоны санитарной охраны второго и третьего пояса, а также в связи с его предполагаемой деятельностью, что создает угрозу загрязнения источников водоснабжения, приведет к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц <7>. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции <8>. Кассационная жалоба также была оставлена без удовлетворения <9>.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Так, в деле N А57-18537/2017 по иску индивидуального предпринимателя О.И. к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на самовольную постройку - объект незавершенного строительства важную роль при принятии судебного решения сыграли результаты судебной строительно-технической экспертизы. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект нарушает требования СанПиН 2.1.4.1110-02, ввиду его расположения в границах зоны санитарной охраны второго и третьего пояса, а также в связи с его предполагаемой деятельностью, что создает угрозу загрязнения источников водоснабжения, приведет к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц <7>. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции <8>. Кассационная жалоба также была оставлена без удовлетворения <9>.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Исследование судебно-арбитражной практики показало, что довольно часто причиной для отказа уполномоченных органов в перераспределении земельных участков является отнесение земельного участка, находящегося в публичной собственности, к категории необоротоспособных или ограниченных в обороте. Подобные земельные участки или их части могут находиться в границах зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в зоне особо охраняемых природных территорий, в полосе отвода автомобильной дороги, в пределах земель лесного фонда и т.д.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Исследование судебно-арбитражной практики показало, что довольно часто причиной для отказа уполномоченных органов в перераспределении земельных участков является отнесение земельного участка, находящегося в публичной собственности, к категории необоротоспособных или ограниченных в обороте. Подобные земельные участки или их части могут находиться в границах зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в зоне особо охраняемых природных территорий, в полосе отвода автомобильной дороги, в пределах земель лесного фонда и т.д.
Статья: Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Статья: Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В судебной практике присутствуют разные подходы при рассмотрении дел указанной категории. Когда речь идет о незаконном использовании береговой линии, практически всегда требования прокурора признаются обоснованными. Неоднозначно рассматриваются споры, связанные с наложением земель лесного фонда на границы земельных участков, включением земельных участков в границы зон санитарной охраны, приостановлением или запретом эксплуатации объектов, наносящих вред земельным участкам.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В судебной практике присутствуют разные подходы при рассмотрении дел указанной категории. Когда речь идет о незаконном использовании береговой линии, практически всегда требования прокурора признаются обоснованными. Неоднозначно рассматриваются споры, связанные с наложением земель лесного фонда на границы земельных участков, включением земельных участков в границы зон санитарной охраны, приостановлением или запретом эксплуатации объектов, наносящих вред земельным участкам.
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.