Гражданская инициатива
Подборка наиболее важных документов по запросу Гражданская инициатива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в механизме государственного контроля
(Москалькова Т.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В целом можно констатировать, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает собственной моделью осуществления государственного контроля, отличающейся высокой степенью вариативности форм и методов осуществления. Эта модель обогащает общегосударственную систему государственного контроля, дополняя ее специфическим внесудебным правозащитным механизмом. При этом контрольная деятельность Уполномоченного опирается на гражданские инициативы (обращения), аналитические ресурсы (мониторинг и правовая экспертиза), процессуальные гарантии (право запроса и др.) и организационно-правовой инструментарий (взаимодействие с органами власти и военными структурами). Наконец, важно подчеркнуть, что данная деятельность не исчерпывает весь спектр компетенции российского омбудсмена - многое в работе Уполномоченного связано с просветительством, консультированием, международным сотрудничеством, гуманитарными миссиями и другими форматами, которые выходят за рамки непосредственного контроля.
(Москалькова Т.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В целом можно констатировать, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает собственной моделью осуществления государственного контроля, отличающейся высокой степенью вариативности форм и методов осуществления. Эта модель обогащает общегосударственную систему государственного контроля, дополняя ее специфическим внесудебным правозащитным механизмом. При этом контрольная деятельность Уполномоченного опирается на гражданские инициативы (обращения), аналитические ресурсы (мониторинг и правовая экспертиза), процессуальные гарантии (право запроса и др.) и организационно-правовой инструментарий (взаимодействие с органами власти и военными структурами). Наконец, важно подчеркнуть, что данная деятельность не исчерпывает весь спектр компетенции российского омбудсмена - многое в работе Уполномоченного связано с просветительством, консультированием, международным сотрудничеством, гуманитарными миссиями и другими форматами, которые выходят за рамки непосредственного контроля.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Профилактический визит может проводиться по инициативе уполномоченного органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе гражданина (инициативный профилактический визит). При этом профилактический визит по заявлению гражданина может быть проведен, только если он относится к субъектам малого предпринимательства.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Профилактический визит может проводиться по инициативе уполномоченного органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе гражданина (инициативный профилактический визит). При этом профилактический визит по заявлению гражданина может быть проведен, только если он относится к субъектам малого предпринимательства.
Статья: Трансформация права в сфере сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Заметную роль в поддержке гражданских инициатив, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей, стали играть общественные палаты, которые в своей совокупности являются интегрированным комплексным институтом гражданского общества, выполняющим определенные функции общественной власти. В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" <12> общественные палаты призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества <13>.
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Заметную роль в поддержке гражданских инициатив, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей, стали играть общественные палаты, которые в своей совокупности являются интегрированным комплексным институтом гражданского общества, выполняющим определенные функции общественной власти. В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" <12> общественные палаты призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статью 36 "Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего";
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статью 36 "Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего";
Статья: Институты гражданского общества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ситуационные институты гражданской инициативы;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ситуационные институты гражданской инициативы;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Правительстве Москвы правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Регламентом Правительства Москвы (разд. 7 "Организация работы со служебными документами и обращениями граждан") <160>, Уставом г. Москвы (ст. 65) <161>, а в части гражданской законодательной инициативы - Законом г. Москвы "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве" <162>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Правительстве Москвы правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Регламентом Правительства Москвы (разд. 7 "Организация работы со служебными документами и обращениями граждан") <160>, Уставом г. Москвы (ст. 65) <161>, а в части гражданской законодательной инициативы - Законом г. Москвы "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве" <162>.
Статья: К вопросу о влиянии правового механизма формирования муниципальных общественных палат на эффективность их функционирования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 10)- выдвижение и поддержка гражданских инициатив;
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 10)- выдвижение и поддержка гражданских инициатив;
Готовое решение: В каком порядке должна осуществляться обработка персональных данных физлиц
(КонсультантПлюс, 2025)для заключения договора по инициативе гражданина или договора, по которому он будет выгодоприобретателем или поручителем. Например, если индивидуальный предприниматель арендует у вас помещение и вы указываете в договоре его паспортные данные;
(КонсультантПлюс, 2025)для заключения договора по инициативе гражданина или договора, по которому он будет выгодоприобретателем или поручителем. Например, если индивидуальный предприниматель арендует у вас помещение и вы указываете в договоре его паспортные данные;
Ситуация: В каком порядке осуществляется диспансеризация?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане, переболевшие COVID-19, включая случаи заболеваний, когда отсутствует подтверждение перенесенной COVID-19 методом ПЦР-диагностики, в течение года после заболевания вправе дополнительно пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и медицинские вмешательства по установленному перечню. Такая диспансеризация проводится не ранее 60 календарных дней после выздоровления. Также углубленная диспансеризация может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании COVID-19 (п. п. 2, 6 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 01.07.2021 N 698н; разд. IV Программы; Приложение N 5 к Программе).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане, переболевшие COVID-19, включая случаи заболеваний, когда отсутствует подтверждение перенесенной COVID-19 методом ПЦР-диагностики, в течение года после заболевания вправе дополнительно пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и медицинские вмешательства по установленному перечню. Такая диспансеризация проводится не ранее 60 календарных дней после выздоровления. Также углубленная диспансеризация может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании COVID-19 (п. п. 2, 6 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 01.07.2021 N 698н; разд. IV Программы; Приложение N 5 к Программе).