Группа государств против коррупции

Подборка наиболее важных документов по запросу Группа государств против коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Независимый контроль за финансированием политических партий: стандарты ГРЕКО и российское законодательство
(Мельник Т.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2020, N 1)
Присоединение Российской Федерации к Группе государств против коррупции (ГРЕКО) привело к существенным изменениям в правовом регулировании деятельности политических партий, так как необходимо было учесть антикоррупционные стандарты их финансирования, выработанные данной группой. В частности, серьезную трансформацию претерпела система контроля за поступлением и расходованием политическими партиями денежных средств и иного имущества. ГРЕКО исходит из необходимости обеспечения независимого контроля финансовой стороны партийной жизни, что в контексте антикоррупционных требований должно, во-первых, предотвратить необоснованное государственное вмешательство в деятельность политических партий и, соответственно, повысить гарантии их самостоятельности, а во-вторых, повысить эффективность борьбы с партийной коррупцией. С этой целью предлагается разделить контроль на государственный и негосударственный. Организационно-правовой формой последнего выступает независимый аудит. В части реформирования государственного контроля требуется его централизация и ослабление влияния на контрольные органы исполнительной власти. Российская Федерация в основном выполнила предложенные рекомендации ГРЕКО - в законодательстве получил закрепление институт аудита партийных финансов, контрольные полномочия за финансированием партий были сосредоточены в системе избирательных комиссий. Неурегулированным остался вопрос обеспечения независимости данных комиссий, что актуализирует выработку ясных и четких критериев подтверждения влияния исполнительной власти на работу избирательных органов. Кроме того, требуется обсуждение эффективности независимого аудита как инструмента контроля, соотношение аудита и государственного контроля.
Статья: Международный контроль в сфере противодействия коррупции: вчера, сегодня, завтра
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)
Следующим механизмом, предусматривающим международный контроль в сфере противодействия коррупции, стала деятельность созданной в 1999 г. Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), направленная на обеспечение исполнения положения Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. Сентябрь. N 9) (далее - Конвенция СЕ), которая ратифицирована Российской Федерацией в 2006 г. (Федеральный закон от 25.07.2006 N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Российская газета. 28.07.2006. N 164), а официально вступила Россия в международную организацию 01.02.2007. Деятельность Российской Федерации была подвергнута Оценочным процедурам Оценочных раундов, которые продлились вплоть до 2021 года. Высшие органы государственной власти Российской Федерации активно включились в работу по реализации рекомендаций ГРЕКО (Указ Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года" // Текст Указа официально опубликован не был. СПС "Гарант" (дата обращения: 24.12.2023)), главенствующая роль в которой отводилась органам прокуратуры РФ (Приказ Генерального прокурора РФ от 26 августа 2009 года N 282 "Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции" // Текст Приказа официально опубликован не был. СПС "Гарант" (дата обращения: 24.12.2023)). В целом эта работа благоприятно повлияла на создание правовых механизмов противодействия коррупции в Российской Федерации. В частности, в рамках выполнения указанных рекомендаций был принят пакет федеральных законов (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. N 52 (часть I). Ст. 6228; Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. N 29. Ст. 3609; Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // Собрание законодательства РФ. 10.12.2012. N 50 (часть IV). Ст. 6953), подзаконных нормативных и локальных правовых актов. Однако политизированность подходов руководящих структур Евросоюза и ГРЕКО сделала невозможным дальнейшее участие Российской Федерации в работе данной международной организации (Федеральный закон от 28.02.2023 N 42-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Собрание законодательства РФ. 06.03.2023. N 10. Ст. 1565; Сообщение МИД РФ от 04.07.2023 // Собрание законодательства РФ. 11.09.2023. N 35. Ст. 6808).

Нормативные акты

"Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию"
(заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)
учитывая принятие Комитетом министров на его 102-й сессии 4 мая 1998 года резолюции (98) 7, в которой было поручено разработать частичное и расширенное соглашение о создании Группы государств против коррупции (ГРЕКО) с целью расширения возможностей ее членов в борьбе с коррупцией путем осуществления наблюдения за выполнением их обязательств в этой области,
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"
а) подготовить с участием Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и до 10 декабря 2021 г. представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети "Интернет", с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;