Хищение электроэнергии УК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Хищение электроэнергии УК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Хищение электроэнергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В данном случае возможно применение ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном (ч. 1) или особо крупном размере (ч. 2)). При этом крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 1 млн руб., а особо крупным размером - 4 млн руб. (примечание к ст. 165 УК РФ). В диспозиции ст. 165 УК РФ законодатель не применяет термин "хищение" (так как электроэнергия, по сути, не является имуществом, вещью с точки зрения уголовного закона), а объективная сторона преступления заключается в причинении ущерба.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В данном случае возможно применение ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном (ч. 1) или особо крупном размере (ч. 2)). При этом крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 1 млн руб., а особо крупным размером - 4 млн руб. (примечание к ст. 165 УК РФ). В диспозиции ст. 165 УК РФ законодатель не применяет термин "хищение" (так как электроэнергия, по сути, не является имуществом, вещью с точки зрения уголовного закона), а объективная сторона преступления заключается в причинении ущерба.
Статья: Криптовалюта как предмет имущественных преступлений
(Немова М.И.)
("Закон", 2020, N 8)Вещный подход к предмету хищения постепенно подвергается пересмотру. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда (ВС) РФ от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" (далее - Постановление N 48) в объем предмета мошенничества в форме хищения также включаются безналичные и электронные деньги, которые явно не отвечают физическому признаку предмета хищения. Федеральный закон от 23.04.2018 N 111-ФЗ дополнил ч. 3 ст. 158 УК РФ пунктом "г", который предусматривает ответственность за кражу с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств. В доктрине также встречаются призывы расширить предмет хищения за счет включения в него неовеществленных благ (энергии <10>, имущественных прав <11> и т.д.). Однако в настоящее время общее правило остается прежним: предметом хищения является вещь. Например, не рассматриваются как хищение противоправные посягательства на электроэнергию или долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Исключение, которое сформулировано в п. 5 Постановления N 48, в силу принципа законности в уголовном праве не подлежит расширительному толкованию, поскольку это фактически расширяет содержание уголовно-правовой нормы.
(Немова М.И.)
("Закон", 2020, N 8)Вещный подход к предмету хищения постепенно подвергается пересмотру. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда (ВС) РФ от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" (далее - Постановление N 48) в объем предмета мошенничества в форме хищения также включаются безналичные и электронные деньги, которые явно не отвечают физическому признаку предмета хищения. Федеральный закон от 23.04.2018 N 111-ФЗ дополнил ч. 3 ст. 158 УК РФ пунктом "г", который предусматривает ответственность за кражу с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств. В доктрине также встречаются призывы расширить предмет хищения за счет включения в него неовеществленных благ (энергии <10>, имущественных прав <11> и т.д.). Однако в настоящее время общее правило остается прежним: предметом хищения является вещь. Например, не рассматриваются как хищение противоправные посягательства на электроэнергию или долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Исключение, которое сформулировано в п. 5 Постановления N 48, в силу принципа законности в уголовном праве не подлежит расширительному толкованию, поскольку это фактически расширяет содержание уголовно-правовой нормы.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48
(ред. от 15.12.2022)
"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"Обман или злоупотребление доверием в целях получения незаконной выгоды имущественного характера может выражаться, например, в представлении лицом поддельных документов, освобождающих от уплаты установленных законодательством платежей (кроме указанных в статьях 194, 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ) или от платы за коммунальные услуги, в несанкционированном подключении к энергосетям, создающем возможность неучтенного потребления электроэнергии или эксплуатации в личных целях вверенного этому лицу транспорта.
(ред. от 15.12.2022)
"О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"Обман или злоупотребление доверием в целях получения незаконной выгоды имущественного характера может выражаться, например, в представлении лицом поддельных документов, освобождающих от уплаты установленных законодательством платежей (кроме указанных в статьях 194, 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ) или от платы за коммунальные услуги, в несанкционированном подключении к энергосетям, создающем возможность неучтенного потребления электроэнергии или эксплуатации в личных целях вверенного этому лицу транспорта.
Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005
(ред. от 15.10.2019)
"О едином учете преступлений"
(вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7339)з) с топливно-энергетическим комплексом (код 077) - преступления, связанные с процессом осуществления экономической деятельности в сфере добычи, переработки, транспортировки и реализации топливно-энергетических полезных ископаемых; производства, передачи и распределения электроэнергии; производства и распределения газообразного топлива. При этом при квалификации деяния по статьям главы 21 УК РФ преступления относятся к категории совершенных в сфере ТЭК в случаях, при которых объектом преступного посягательства являются нефть, нефтепродукты, ГСМ, бензин, природный газ, уголь, торф, электроэнергия, а также различного рода техническое оборудование, обеспечивающее функционирование объектов топливно-энергетического комплекса. Преступления, связанные с хищением талонов на бензин, не относятся к данной категории ввиду незначительности причиняемого интересам государства вреда;
(ред. от 15.10.2019)
"О едином учете преступлений"
(вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7339)з) с топливно-энергетическим комплексом (код 077) - преступления, связанные с процессом осуществления экономической деятельности в сфере добычи, переработки, транспортировки и реализации топливно-энергетических полезных ископаемых; производства, передачи и распределения электроэнергии; производства и распределения газообразного топлива. При этом при квалификации деяния по статьям главы 21 УК РФ преступления относятся к категории совершенных в сфере ТЭК в случаях, при которых объектом преступного посягательства являются нефть, нефтепродукты, ГСМ, бензин, природный газ, уголь, торф, электроэнергия, а также различного рода техническое оборудование, обеспечивающее функционирование объектов топливно-энергетического комплекса. Преступления, связанные с хищением талонов на бензин, не относятся к данной категории ввиду незначительности причиняемого интересам государства вреда;