Хранение музейных предметов
Подборка наиболее важных документов по запросу Хранение музейных предметов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ремонт музея: проблемы и споры
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Сердце любого музея - его фондохранилища, правильное функционирование и ремонт которых невозможны без соблюдения Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций (далее - Единые правила), утвержденных Приказом Минкультуры России от 23.07.2020 N 827 (ред. от 26.08.2021). Единые правила определяют порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в Музейный Фонд РФ, проведения реставрационных работ: в зависимости от того, какие музейные предметы хранятся и экспонируются музеем (от живописи до рукописей), предусматриваются разные режимы температуры, влажности, освещенности и т.п. с целью обеспечения их сохранности. Ремонт фондов и выставочных залов не должен приводить к нарушению установленных Едиными правилами условий хранения и экспонирования. Это означает, что при составлении проектов ремонта, сметной документации и выборе строительных и отделочных материалов кроме СНиПов следует ориентироваться на Единые правила. Желательно привлечь главного музейного хранителя музея, знающего этот документ в силу должности.
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Сердце любого музея - его фондохранилища, правильное функционирование и ремонт которых невозможны без соблюдения Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций (далее - Единые правила), утвержденных Приказом Минкультуры России от 23.07.2020 N 827 (ред. от 26.08.2021). Единые правила определяют порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в Музейный Фонд РФ, проведения реставрационных работ: в зависимости от того, какие музейные предметы хранятся и экспонируются музеем (от живописи до рукописей), предусматриваются разные режимы температуры, влажности, освещенности и т.п. с целью обеспечения их сохранности. Ремонт фондов и выставочных залов не должен приводить к нарушению установленных Едиными правилами условий хранения и экспонирования. Это означает, что при составлении проектов ремонта, сметной документации и выборе строительных и отделочных материалов кроме СНиПов следует ориентироваться на Единые правила. Желательно привлечь главного музейного хранителя музея, знающего этот документ в силу должности.
Статья: К вопросу об охраноспособности фотографий предметов музейной коллекции
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)Расширение технологического инструментария музеев в работе с культурными ценностями сопровождалось закреплением за такими субъектами особых прав в отношении предметов коллекций. Во многих правопорядках музеям предоставлено право самостоятельно создавать фотографии, а также контролировать создание и использование фотоснимков другими лицами. В отечественной системе права установление специальных прав музеев было характерно уже в советский период, что выражалось в закреплении "преимущественного права на издание и распространение фотографических снимков с предметов, хранящихся в музее, материалов музея, альбомов, путеводителей по музею и методических справочников" с указанием на то, что "другие учреждения могут издавать и распространять такие снимки по соглашению с музеем" [15]. Схожее положение нашло отражение и в действующем регулировании: в ст. 36 Федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" [11] установлена обязательность получения разрешения дирекции музея на использование изображения предмета музейной коллекции, а музею предоставлено право первой публикации. Подход, согласно которому фотографирование или иные действия в отношении культурной ценности требуют согласия уполномоченного лица, реализуется и в ряде зарубежных правопорядков. Так, в ст. 66 Закона Испании "Об историческом наследии" [19] установлено, что фотографирование или воспроизведение путем рисования объекта музейной коллекции допускается только с согласия компетентного органа. В ст. 34 Закона Турции "О защите культурных и природных ценностей" [17] закреплено, что съемка движимых и недвижимых культурных ценностей в музеях допускается только с разрешения Министерства культуры и туризма. Согласно ст. 19 Закона Бутана "О движимых культурных ценностях" 2005 года "проведение исследований и фотографирование находящихся в государственной собственности ценных культурных ценностей запрещается без предварительного согласования с Департаментом культуры. Исследования и фотографирование могут осуществляться исключительно с целью распространения бесплатной информации для просвещения общественности и проводятся с разрешения музея" [18].
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)Расширение технологического инструментария музеев в работе с культурными ценностями сопровождалось закреплением за такими субъектами особых прав в отношении предметов коллекций. Во многих правопорядках музеям предоставлено право самостоятельно создавать фотографии, а также контролировать создание и использование фотоснимков другими лицами. В отечественной системе права установление специальных прав музеев было характерно уже в советский период, что выражалось в закреплении "преимущественного права на издание и распространение фотографических снимков с предметов, хранящихся в музее, материалов музея, альбомов, путеводителей по музею и методических справочников" с указанием на то, что "другие учреждения могут издавать и распространять такие снимки по соглашению с музеем" [15]. Схожее положение нашло отражение и в действующем регулировании: в ст. 36 Федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" [11] установлена обязательность получения разрешения дирекции музея на использование изображения предмета музейной коллекции, а музею предоставлено право первой публикации. Подход, согласно которому фотографирование или иные действия в отношении культурной ценности требуют согласия уполномоченного лица, реализуется и в ряде зарубежных правопорядков. Так, в ст. 66 Закона Испании "Об историческом наследии" [19] установлено, что фотографирование или воспроизведение путем рисования объекта музейной коллекции допускается только с согласия компетентного органа. В ст. 34 Закона Турции "О защите культурных и природных ценностей" [17] закреплено, что съемка движимых и недвижимых культурных ценностей в музеях допускается только с разрешения Министерства культуры и туризма. Согласно ст. 19 Закона Бутана "О движимых культурных ценностях" 2005 года "проведение исследований и фотографирование находящихся в государственной собственности ценных культурных ценностей запрещается без предварительного согласования с Департаментом культуры. Исследования и фотографирование могут осуществляться исключительно с целью распространения бесплатной информации для просвещения общественности и проводятся с разрешения музея" [18].
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Статья 12.1. Особенности учета и хранения отдельных видов музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации
(ред. от 12.12.2023)
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Статья 12.1. Особенности учета и хранения отдельных видов музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации