Инфляция увеличение зарплаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Инфляция увеличение зарплаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Индексация заработной платы отнесена к системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). Минтруд России в Письме от 24 декабря 2018 г. N 14-1/ООГ-10305 "Об индексации зарплаты" определяет индексацию как увеличение заработной платы работников на уровень инфляции. Соответственно, в зависимости от роста цен на товары и услуги должна расти и заработная плата работников, обеспечивающая достаточную покупательскую способность населения, что, в свою очередь, стимулирует успешное экономическое развитие.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Индексация заработной платы отнесена к системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). Минтруд России в Письме от 24 декабря 2018 г. N 14-1/ООГ-10305 "Об индексации зарплаты" определяет индексацию как увеличение заработной платы работников на уровень инфляции. Соответственно, в зависимости от роста цен на товары и услуги должна расти и заработная плата работников, обеспечивающая достаточную покупательскую способность населения, что, в свою очередь, стимулирует успешное экономическое развитие.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)По поводу размера индексации (установлен он законодателем или нет) существуют разные точки зрения. Например, в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <20> отмечается, что индексация - это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников. Такое понимание размера индексации можно встретить и в решениях суда, например Красноярский краевой суд <21> высказал правовую позицию о том, что более низкий, чем индекс потребительских цен, размер индексации не обеспечивает повышения реального содержания заработной платы и не соответствует смыслу установленных законом гарантий. И с этой позицией вполне можно согласиться. Однако подходы Министерства труда и социальной защиты РФ и Красноярского краевого суда не согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации <22>, который, частности, отметил, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, вправе самостоятельно устанавливать размеры индексации. Позиция Конституционного Суда заключается в том, что размер, порядок и условия предоставления индексации определяются при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <23> также разъясняется, что при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях. То есть в правоприменительной и судебной практике считается, что причиной проведения процедуры индексации является рост потребительских цен на товары и услуги, но размер индексации напрямую не связывается с индексом роста цен. Размер индексации определяется законодательством для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и актами социального партнерства для работодателей, не финансируемых из бюджета.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)По поводу размера индексации (установлен он законодателем или нет) существуют разные точки зрения. Например, в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <20> отмечается, что индексация - это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников. Такое понимание размера индексации можно встретить и в решениях суда, например Красноярский краевой суд <21> высказал правовую позицию о том, что более низкий, чем индекс потребительских цен, размер индексации не обеспечивает повышения реального содержания заработной платы и не соответствует смыслу установленных законом гарантий. И с этой позицией вполне можно согласиться. Однако подходы Министерства труда и социальной защиты РФ и Красноярского краевого суда не согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации <22>, который, частности, отметил, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, вправе самостоятельно устанавливать размеры индексации. Позиция Конституционного Суда заключается в том, что размер, порядок и условия предоставления индексации определяются при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <23> также разъясняется, что при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях. То есть в правоприменительной и судебной практике считается, что причиной проведения процедуры индексации является рост потребительских цен на товары и услуги, но размер индексации напрямую не связывается с индексом роста цен. Размер индексации определяется законодательством для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и актами социального партнерства для работодателей, не финансируемых из бюджета.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1.1. Размер фонда оплаты труда, установленный частью первой настоящей статьи, увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При увеличении (индексации) размера фонда оплаты труда его размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
(ред. от 13.07.2024)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1.1. Размер фонда оплаты труда, установленный частью первой настоящей статьи, увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При увеличении (индексации) размера фонда оплаты труда его размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
"Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024 - 2026 годы"сбалансированное соотношение роста заработной платы, производительности труда и инфляции, взаимосвязь повышения заработной платы и квалификации работника;