Инициативные проекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Инициативные проекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации"
(в ред. от 05.12.2023)- ИНИЦИАТИВНЫЙ ПРОЕКТ - предложение граждан, внесенное в установленном порядке в администрацию субъекта реализации практики инициативного бюджетирования в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. Этот термин может быть использован и для обозначения проектов в рамках практик ИБ, реализуемых субъектами Российской Федерации.
(в ред. от 05.12.2023)- ИНИЦИАТИВНЫЙ ПРОЕКТ - предложение граждан, внесенное в установленном порядке в администрацию субъекта реализации практики инициативного бюджетирования в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. Этот термин может быть использован и для обозначения проектов в рамках практик ИБ, реализуемых субъектами Российской Федерации.
Статья: Конституционные проекты России XX века. Авторский проект конституции Международного фонда "Реформа"
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)<10> Инициативные проекты новых глав Конституции Российской Федерации. См.: Румянцев О.Г. 20-летие Конституции Российской Федерации: уроки истории, перспективы развития // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 2 (38). С. 14.
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)<10> Инициативные проекты новых глав Конституции Российской Федерации. См.: Румянцев О.Г. 20-летие Конституции Российской Федерации: уроки истории, перспективы развития // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 2 (38). С. 14.
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Органы прокуратуры, обеспечивая эффективное взаимодействие с органами публичной власти, должны активно участвовать в правотворческой деятельности. В этих целях им следует организовать максимально полное поступление и изучение проектов нормативных актов, участие в их обсуждении в составе рабочих групп, комиссий и на заседаниях органов власти, направление заключений по проектам нормативных актов, разработку и направление инициативных проектов нормативных актов и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы <27>. Органы прокуратуры обязаны установить эффективное взаимодействие с органами власти, включая обеспечение регулярного поступления нормативных актов и их проектов для проверки их соответствия законам, действующим на территории РФ, вести реестр изученных ими проектов нормативных актов <28>. При этом для надзора за законностью актов прокуроры используют право участия в заседаниях органов публичной власти, проводят "периодические проверки" <29>. Органы прокуратуры на практике активно участвуют в правотворческой деятельности, укреплении единства правового пространства <30>.
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Органы прокуратуры, обеспечивая эффективное взаимодействие с органами публичной власти, должны активно участвовать в правотворческой деятельности. В этих целях им следует организовать максимально полное поступление и изучение проектов нормативных актов, участие в их обсуждении в составе рабочих групп, комиссий и на заседаниях органов власти, направление заключений по проектам нормативных актов, разработку и направление инициативных проектов нормативных актов и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы <27>. Органы прокуратуры обязаны установить эффективное взаимодействие с органами власти, включая обеспечение регулярного поступления нормативных актов и их проектов для проверки их соответствия законам, действующим на территории РФ, вести реестр изученных ими проектов нормативных актов <28>. При этом для надзора за законностью актов прокуроры используют право участия в заседаниях органов публичной власти, проводят "периодические проверки" <29>. Органы прокуратуры на практике активно участвуют в правотворческой деятельности, укреплении единства правового пространства <30>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание следует обратить на учет мнения населения лесного поселка, военного городка при подготовке предложений о сохранении или ликвидации лесного поселка, военного городка и о переселении граждан, который осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для собрания граждан. Правила учета мнения населения заключаются в следующем. В соответствии со ст. 29 указанного Закона для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание следует обратить на учет мнения населения лесного поселка, военного городка при подготовке предложений о сохранении или ликвидации лесного поселка, военного городка и о переселении граждан, который осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для собрания граждан. Правила учета мнения населения заключаются в следующем. В соответствии со ст. 29 указанного Закона для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)<5> Национальный проект "Цифровая экономика РФ": Инициативы проекта. Регулирование цифровой среды. URL: https://xn~80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--plai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-regulirovanie-tsifrovoy-sredy-p.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)<5> Национальный проект "Цифровая экономика РФ": Инициативы проекта. Регулирование цифровой среды. URL: https://xn~80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--plai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-regulirovanie-tsifrovoy-sredy-p.
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, по принадлежности полномочий определенным органам различаются исключительные и общие полномочия. Исключительные полномочия могут закрепляться уставом только за собранием или конференцией и, соответственно, ими осуществляться, например внесение изменений и дополнений в устав ТОС, обсуждение и одобрение инициативного проекта. Общие полномочия могут закрепляться уставом за различными органами ТОС, например, направление инициативного проекта в орган местного самоуправления может закрепляться как за коллегиальным, так и за единоличным органом ТОС.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, по принадлежности полномочий определенным органам различаются исключительные и общие полномочия. Исключительные полномочия могут закрепляться уставом только за собранием или конференцией и, соответственно, ими осуществляться, например внесение изменений и дополнений в устав ТОС, обсуждение и одобрение инициативного проекта. Общие полномочия могут закрепляться уставом за различными органами ТОС, например, направление инициативного проекта в орган местного самоуправления может закрепляться как за коллегиальным, так и за единоличным органом ТОС.
Информация: Минфин для бизнеса: дайджест мер государственной поддержки бизнеса
("Официальный сайт Минфина России", 2025)На Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки сейчас открыт прием заявок на около 600 отборов по разным направлениям для развития бизнеса или проекта, а также для реализации социальных инициатив.
("Официальный сайт Минфина России", 2025)На Портале предоставления мер финансовой государственной поддержки сейчас открыт прием заявок на около 600 отборов по разным направлениям для развития бизнеса или проекта, а также для реализации социальных инициатив.
Статья: Административное усмотрение - не "свое мнение", а правовое решение!
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Как видно, в институте административного усмотрения центральным моментом считаются "пределы усмотрения", за которые не должен заходить (не должен нарушать) правоприменитель. В данной теме, конечно, сложились общие подходы к определению сущности, содержания и отдельных вопросов, касающихся непосредственно самих границ усмотренческой (дискреционной) деятельности. Российская специальная литература по проблемам эффективности и качества государственного управления редко включает в число обсуждаемых вопросов административные акты, административные процедуры, дискреционные полномочия. Как правило, речь идет о глобальных и традиционных вопросах качественного изменения системы государственного управления <35>. Тем не менее и в этом направлении ведутся научные исследования. Более того, даже на проектном научно-нормотворческом уровне созданы стандарты правового регулирования границ административного усмотрения. Например, ст. 46 инициативного проекта закона об обеспечении качества государственного управления <36> содержит общие определения по данному вопросу. Например, отмечается, что органы публичного управления при осуществлении управленческой деятельности должны: а) строго придерживаться пределов предоставленных им полномочий; б) применять наиболее адекватную регулируемым отношениям форму правового воздействия и вид индивидуального правового регулирования; в) точно следовать правилам административной процедуры, специально созданной для принятия управленческого решения или совершения административного действия; г) осуществлять административную деятельность только в соответствии с традиционными принципами административных процедур (например, законности, обоснованности, пропорциональности, оперативности); д) не нарушать предусмотренные федеральными законами о противодействии коррупции ограничения административного усмотрения. В этом же проекте федерального закона предусматривалась возможность обжалования административных актов, принятых в порядке реализации дискреционных полномочий.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Как видно, в институте административного усмотрения центральным моментом считаются "пределы усмотрения", за которые не должен заходить (не должен нарушать) правоприменитель. В данной теме, конечно, сложились общие подходы к определению сущности, содержания и отдельных вопросов, касающихся непосредственно самих границ усмотренческой (дискреционной) деятельности. Российская специальная литература по проблемам эффективности и качества государственного управления редко включает в число обсуждаемых вопросов административные акты, административные процедуры, дискреционные полномочия. Как правило, речь идет о глобальных и традиционных вопросах качественного изменения системы государственного управления <35>. Тем не менее и в этом направлении ведутся научные исследования. Более того, даже на проектном научно-нормотворческом уровне созданы стандарты правового регулирования границ административного усмотрения. Например, ст. 46 инициативного проекта закона об обеспечении качества государственного управления <36> содержит общие определения по данному вопросу. Например, отмечается, что органы публичного управления при осуществлении управленческой деятельности должны: а) строго придерживаться пределов предоставленных им полномочий; б) применять наиболее адекватную регулируемым отношениям форму правового воздействия и вид индивидуального правового регулирования; в) точно следовать правилам административной процедуры, специально созданной для принятия управленческого решения или совершения административного действия; г) осуществлять административную деятельность только в соответствии с традиционными принципами административных процедур (например, законности, обоснованности, пропорциональности, оперативности); д) не нарушать предусмотренные федеральными законами о противодействии коррупции ограничения административного усмотрения. В этом же проекте федерального закона предусматривалась возможность обжалования административных актов, принятых в порядке реализации дискреционных полномочий.
Статья: Интеграция факторов устойчивого развития в корпоративную финансовую отчетность в контексте современных реалий ESG-повестки
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 5, 6)Предмет. Новации и тенденции развития стандартизации корпоративной отчетности в рамках проекта Фонда МСФО и инициативы Европейской консультативной группы по финансовой отчетности.
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 5, 6)Предмет. Новации и тенденции развития стандартизации корпоративной отчетности в рамках проекта Фонда МСФО и инициативы Европейской консультативной группы по финансовой отчетности.
Статья: Об участии территориального общественного самоуправления в осуществлении органами местного самоуправления полномочий в сфере гражданской обороны
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Необходима активизация использования такого механизма привлечения ТОС необходимых материальных ресурсов, в том числе за счет средств местного бюджета, предусмотренного ст. 26.1 Федерального закона N 131-ФЗ, который предполагает софинансирование инициативных проектов. Вопросы организации мероприятий территориальной и гражданской обороны, как было отмечено ранее, отнесены к вопросам местного значения, соответственно, органам ТОС предоставлено право выступать с инициативой о реализации проектов в этой области.
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Необходима активизация использования такого механизма привлечения ТОС необходимых материальных ресурсов, в том числе за счет средств местного бюджета, предусмотренного ст. 26.1 Федерального закона N 131-ФЗ, который предполагает софинансирование инициативных проектов. Вопросы организации мероприятий территориальной и гражданской обороны, как было отмечено ранее, отнесены к вопросам местного значения, соответственно, органам ТОС предоставлено право выступать с инициативой о реализации проектов в этой области.
Статья: Изъятия норм федерального законодательства при установлении экспериментального правового режима
(Ершова И.В., Тарасенко О.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Вместе с тем представляется, что если Банк России в связи с наличием у него регулятивной песочницы может относительно успешно внедрять финансовые инновации и сервисы, то другие участники экспериментального нормотворчества вынуждены подстраиваться под требования законодательства. В этой связи видится насущно необходимым выработать законодательные положения о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые для машинного обучения систем искусственного интеллекта. А, учитывая информационную закрытость проектов, пилотируемых в песочнице Банка России, отсутствие ясных требований к ее участникам, процедуре проведения мониторинга, а также предотвращения конфликта интересов, возникающих в деятельности Банка России, выступающего одновременно и заказчиком проектов, и их инициатором, целесообразно разработать требования функционирования песочницы Банка России, ориентируясь в том числе на лучшие иностранные аналоги <21>, а также предусмотреть необходимость согласования инициативных проектов Банка России, планируемых им к запуску в регулятивной песочнице, с Федеральной антимонопольной службой.
(Ершова И.В., Тарасенко О.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Вместе с тем представляется, что если Банк России в связи с наличием у него регулятивной песочницы может относительно успешно внедрять финансовые инновации и сервисы, то другие участники экспериментального нормотворчества вынуждены подстраиваться под требования законодательства. В этой связи видится насущно необходимым выработать законодательные положения о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые для машинного обучения систем искусственного интеллекта. А, учитывая информационную закрытость проектов, пилотируемых в песочнице Банка России, отсутствие ясных требований к ее участникам, процедуре проведения мониторинга, а также предотвращения конфликта интересов, возникающих в деятельности Банка России, выступающего одновременно и заказчиком проектов, и их инициатором, целесообразно разработать требования функционирования песочницы Банка России, ориентируясь в том числе на лучшие иностранные аналоги <21>, а также предусмотреть необходимость согласования инициативных проектов Банка России, планируемых им к запуску в регулятивной песочнице, с Федеральной антимонопольной службой.