Иностранное участие в сми

Подборка наиболее важных документов по запросу Иностранное участие в сми (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.03.2023 N 33а-4345/2023
Категория: Споры с Минюстом России.
Требования заявителя: О признании незаконным распоряжения о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Обстоятельства: Истец, являющийся общественным деятелем, утверждает, что никогда не получал из иностранных источников денежные средства и иное имущество для создания или распространения сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а принятое в отношении его решение нарушает принцип равенства, права на свободу слова, выражение своего мнения и распространение информации.
Решение: Отказано.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в отсутствие надлежащих доказательств установил факт распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвовал в создании указанных сообщений и материалов, факт получения административным истцом иностранного финансирования, не может являться основанием для удовлетворения административного иска, поскольку существует определенный порядок включения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, который Министерством юстиции Российской Федерации соблюден.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
1. Комментируемая статья, введенная Федеральным законом от 07.08.2001 N 107-ФЗ, регулирует дополнительные ограничения, связанные с учреждением СМИ, а также организации, осуществляющей вещание, с иностранным участием. При этом общая норма, ограничивающая круг учредителей СМИ, содержится в ст. 7 комментируемого Закона с момента его принятия в 1991 г. и включает в себя в том числе гражданина другого государства и лицо без гражданства, не проживающих постоянно на территории РФ. Фактически указанная норма направлена на недопустимость иностранного участия в управлении СМИ, действующих на территории РФ, а также на осуществление соответствующего контроля.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)
В системе российского законодательства нормы корпоративного права обнаруживаются не только в источниках гражданского законодательства и часто без связи с существом и целями гражданско-правового регулирования, что приводит к нарушению структурных связей между правовыми институтами и содержательной целостностью законодательства. Например, в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (абз. 2 ст. 19.1) установлено, что если иного не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20% долей (акций) любого лица) в отношении более 20% долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание. Далее, Закон РФ "О средствах массовой информации" содержит общий запрет установления лицами, указанными в абз. 1 и 2 приведенной нормы, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения (абз. 3 ст. 19.1). Наконец, указанный Закон определяет (абз. 4 ст. 19.1), что лица, являющиеся участниками (учредителями) учредителей средств массовой информации или редакций средств массовой информации, а также организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, в случае несоответствия требованиям настоящей статьи не вправе осуществлять права, предусмотренные абз. 2 - 6 п. 1 ст. 65.2 ГК РФ. Принадлежащие данным лицам голоса не учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов. Рассматривая вопрос о конституционности приведенных норм закона, Конституционный Суд Российской Федерации счел, что положения ст. 19.1 Закона РФ "О средствах массовой информации" устанавливают своего рода меру принуждения гражданско-правового характера, действующую совокупно с административно-правовой мерой в виде приостановления и прекращения по заявлению уполномоченного органа деятельности средства массовой информации, организации, осуществляющей вещание, которые в надлежащие сроки не привели в соответствие со ст. 19.1 данного Закона свои учредительные документы или не соблюдают требований данной статьи. Особо отмечено, что названная мера направлена на полное и своевременное выполнение предусмотренных законом ограничений всеми лицами, которым они адресованы, а ее сдерживающий эффект состоит в том, что доля (акция) теряет свойство имущества, наделяющего его обладателя определенными корпоративными правами (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 4-П). Инициаторы внесения изменения в Закон РФ "О средствах массовой информации" предлагали восполнить выявленную Конституционным Судом РФ неопределенность и одновременно актуализировать законодательство о средствах массовой информации. В частности, было предложено не только ввести запрет участия и учредительства иностранного лица средства массовой информации, действующего в российской юрисдикции в статусе юридического лица, закреплением нормативных особенностей корпоративного управления им в случаях, если объем (доля), определяющий участие в нем иностранного инвестора, равен или превышает 20% от уставного капитала, но и установить срочную обязанность иностранного лица по отчуждению доли собственного участия под страхом понуждения к ее отчуждению или о ликвидации российского юридического лица - средства массовой информации с иностранным участием на случай концентрации во владении иностранного лица 20% и более корпоративного контроля, обеспечивающего управление им. Приведенные положения действующего Закона, их выявленный конституционный смысл, а равно обсуждаемые изменения предлагают решение задачи по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации за счет средств и инструментов корпоративного права, что принципиально неверно, поскольку ничто не препятствовало установлению специальной нормы о прекращении права вещания и отзыве соответствующей лицензии у средства массовой информации при наличии соответствующих обстоятельств иностранного влияния.

Нормативные акты

Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"
5) запрет на учреждение иностранным средством массовой информации на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них;
Указ Президента РФ от 10.09.2005 N 1062
(ред. от 21.10.2024)
"Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами"
(вместе с "Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", "Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", "Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения", "Положением о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, и о передаче третьим странам продукции военного назначения, изготовленной по российским лицензиям", "Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения")
в) объявление о проведении международного конкурса (тендера) на поставку продукции военного назначения или приглашение для участия в таком конкурсе (тендере), в том числе опубликованные в средствах массовой информации либо размещенные на официальных сайтах иностранных заказчиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие сведения о заказчике, о предмете международного конкурса (тендера) и об условиях участия в нем;