Инструкция по валютным операциям
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по валютным операциям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Оплата по договору, произведенная в иностранной валюте в нарушение правил осуществления валютных операций, сама по себе не влечет недействительности договора
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 5225/09 по делу N А60-3497/2008-С11 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 140, 317 ГК РФХотя сами по себе действия по передаче обществу и принятию им в счет оплаты наличных денежных средств в иностранной валюте не соответствуют порядку осуществления валютных операций, который установлен согласно положениям ст. ст. 140, 317 ГК РФ, это не противоречит действительности договора купли-продажи и не влечет прекращения обязанности общества его исполнять.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 5225/09 по делу N А60-3497/2008-С11 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 140, 317 ГК РФХотя сами по себе действия по передаче обществу и принятию им в счет оплаты наличных денежных средств в иностранной валюте не соответствуют порядку осуществления валютных операций, который установлен согласно положениям ст. ст. 140, 317 ГК РФ, это не противоречит действительности договора купли-продажи и не влечет прекращения обязанности общества его исполнять.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Судами установлено, что ООО "Алтес Механик" как работодатель при перечислении заработной платы нерезиденту осуществляет валютную операцию, которая регулируется положениями валютного законодательства и не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Для решения указанных проблем необходима комплексная модернизация Закона N 173-ФЗ. В первую очередь требуются полная переработка и кодификация Закона с устранением устаревших и противоречащих норм, упрощением структуры и языка. Важно четко отграничить валютный контроль, направленный на обеспечение финансовой стабильности, от налогового контроля, что позволит сконцентрировать усилия на реальных угрозах финансовой системе. Следует пересмотреть существующие запреты и ограничения на валютные операции, оставив только обоснованные и необходимые, а также расширить использование риск-ориентированного подхода. Необходимо оптимизировать требования к отчетности по валютным операциям, упростив и стандартизировав их с учетом размера и специфики деятельности резидентов. Для эффективного контроля над цифровыми активами необходима разработка специальных положений, регулирующих валютные операции с цифровыми валютами и цифровыми правами, включая требования к идентификации участников, мониторингу транзакций и отчетности. Центральный банк РФ должен разработать подробные разъяснения и методические рекомендации по применению обновленного Закона. Кроме того, важно обеспечить широкие публичные консультации с участием бизнеса, экспертов и общественности при внесении изменений в Закон, а также укреплять международное сотрудничество в области обмена информацией и борьбы с незаконными финансовыми операциями. В итоге модернизация Закона должна привести к созданию более прозрачной, эффективной и менее обременительной системы валютного регулирования и контроля, способствующей развитию экономики и финансовой стабильности.
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Для решения указанных проблем необходима комплексная модернизация Закона N 173-ФЗ. В первую очередь требуются полная переработка и кодификация Закона с устранением устаревших и противоречащих норм, упрощением структуры и языка. Важно четко отграничить валютный контроль, направленный на обеспечение финансовой стабильности, от налогового контроля, что позволит сконцентрировать усилия на реальных угрозах финансовой системе. Следует пересмотреть существующие запреты и ограничения на валютные операции, оставив только обоснованные и необходимые, а также расширить использование риск-ориентированного подхода. Необходимо оптимизировать требования к отчетности по валютным операциям, упростив и стандартизировав их с учетом размера и специфики деятельности резидентов. Для эффективного контроля над цифровыми активами необходима разработка специальных положений, регулирующих валютные операции с цифровыми валютами и цифровыми правами, включая требования к идентификации участников, мониторингу транзакций и отчетности. Центральный банк РФ должен разработать подробные разъяснения и методические рекомендации по применению обновленного Закона. Кроме того, важно обеспечить широкие публичные консультации с участием бизнеса, экспертов и общественности при внесении изменений в Закон, а также укреплять международное сотрудничество в области обмена информацией и борьбы с незаконными финансовыми операциями. В итоге модернизация Закона должна привести к созданию более прозрачной, эффективной и менее обременительной системы валютного регулирования и контроля, способствующей развитию экономики и финансовой стабильности.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В комментируемой статье закреплены общие положения о валютных операциях между резидентами и нерезидентами. Комментируемым Законом введено разграничение валютных операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и нерезидентами. Такая классификация валютных операций, по мнению разработчиков законопроекта, приведена в соответствие с положениями международных договоров, в том числе со статьями Соглашения Международного валютного фонда.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В комментируемой статье закреплены общие положения о валютных операциях между резидентами и нерезидентами. Комментируемым Законом введено разграничение валютных операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и нерезидентами. Такая классификация валютных операций, по мнению разработчиков законопроекта, приведена в соответствие с положениями международных договоров, в том числе со статьями Соглашения Международного валютного фонда.
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Зарегистрировано в Минюсте России 31 октября 2017 г. N 48749
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Зарегистрировано в Минюсте России 31 октября 2017 г. N 48749
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Если валютный платеж надо совершить по договору с нерезидентом, сумма обязательств по которому на дату его заключения (на дату последних изменений суммы договора) превышает указанную выше сумму, одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты представьте в банк документы, связанные с проведением валютной операции (п. 2.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И). Это могут быть, например:
(КонсультантПлюс, 2025)Если валютный платеж надо совершить по договору с нерезидентом, сумма обязательств по которому на дату его заключения (на дату последних изменений суммы договора) превышает указанную выше сумму, одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты представьте в банк документы, связанные с проведением валютной операции (п. 2.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И). Это могут быть, например:
Статья: Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК)
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)Согласно положениям валютного законодательства валютные операции между резидентами Российской Федерации по общему правилу запрещены, за исключением операций, прямо указанных в п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)Согласно положениям валютного законодательства валютные операции между резидентами Российской Федерации по общему правилу запрещены, за исключением операций, прямо указанных в п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Статья: Зарубежные командировки сегодня в период санкций
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2022, N 8)Аванс работнику в иностранной валюте в связи с командировкой, а также погашение неизрасходованного аванса осуществляются в соответствии с Законом N 173-ФЗ (п. 16 Положения). По общему применяемому правилу валютные операции между резидентами запрещены. Исключение предусмотрено для операций по оплате или возмещению расходов физлица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой (подп. 9 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ). Следовательно, выдача командировочных в иностранной валюте нарушением валютного законодательства не является (письмо Банка РФ от 30.07.2007 N 36-3/1381, Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 10840/07).
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2022, N 8)Аванс работнику в иностранной валюте в связи с командировкой, а также погашение неизрасходованного аванса осуществляются в соответствии с Законом N 173-ФЗ (п. 16 Положения). По общему применяемому правилу валютные операции между резидентами запрещены. Исключение предусмотрено для операций по оплате или возмещению расходов физлица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой (подп. 9 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ). Следовательно, выдача командировочных в иностранной валюте нарушением валютного законодательства не является (письмо Банка РФ от 30.07.2007 N 36-3/1381, Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 10840/07).
Типовая ситуация: Банковские счета: уведомления, запросы, отчеты в налоговую
(Издательство "Главная книга", 2025)Отчет о движении денежных средств по зарубежному счету надо сдавать в ИФНС за каждый квартал не позднее 30 дней со дня его окончания. Листы 1 - 2 заполняют всегда, остальные - если есть соответствующие данные. Код валюты указывают по Классификатору, код вида операции - по Инструкции 181-И. К отчету прилагают банковские выписки или другие документы, подтверждающие приведенные в нем сведения (п. п. 4, 6, 7 Правил представления отчета).
(Издательство "Главная книга", 2025)Отчет о движении денежных средств по зарубежному счету надо сдавать в ИФНС за каждый квартал не позднее 30 дней со дня его окончания. Листы 1 - 2 заполняют всегда, остальные - если есть соответствующие данные. Код валюты указывают по Классификатору, код вида операции - по Инструкции 181-И. К отчету прилагают банковские выписки или другие документы, подтверждающие приведенные в нем сведения (п. п. 4, 6, 7 Правил представления отчета).
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)при поступлении валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты (п. 2.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И). Вы можете подать в банк распоряжение о переводе иностранной валюты с транзитного счета и информацию о коде вида операции до подачи документов, связанных с поступлением валюты (п. 2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И);
(КонсультантПлюс, 2025)при поступлении валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты (п. 2.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И). Вы можете подать в банк распоряжение о переводе иностранной валюты с транзитного счета и информацию о коде вида операции до подачи документов, связанных с поступлением валюты (п. 2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И);
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 4 комментируемой статьи также предусмотрено, что в целях осуществления сделок с цифровой валютой положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений комментируемого Закона в части:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 4 комментируемой статьи также предусмотрено, что в целях осуществления сделок с цифровой валютой положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений комментируемого Закона в части:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Валютный контроль как составная часть государственной политики и государственного контроля, направленных на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны, регламентирован прежде всего положениями Закона о валютном регулировании и валютном контроле, принятыми в соответствии с ними федеральными законами, актами валютного регулирования, а в случаях, прямо предусмотренных валютным законодательством, и актами органов валютного регулирования, актами валютного контроля, принятыми по вопросам компетенции органов валютного контроля. При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Валютный контроль как составная часть государственной политики и государственного контроля, направленных на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны, регламентирован прежде всего положениями Закона о валютном регулировании и валютном контроле, принятыми в соответствии с ними федеральными законами, актами валютного регулирования, а в случаях, прямо предусмотренных валютным законодательством, и актами органов валютного регулирования, актами валютного контроля, принятыми по вопросам компетенции органов валютного контроля. При этом акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.