Интеллектуальные приБоры учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Интеллектуальные приБоры учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 21 "Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике" Федерального закона "Об электроэнергетике""Под прибором учета, присоединенным к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), для целей настоящего документа понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках и (или) предоставления коммунальных услуг и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), предусмотренными пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике". Под показаниями прибора учета для целей настоящего документа понимаются все показания и результаты измерений прибора учета электрической энергии, которые используются в соответствии с настоящим документом для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок замены приборов учета в многоквартирном доме
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2022 допуску в эксплуатацию подлежат приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абз. 2 п. 80(1) Правил N 354 (п. 80 Правил N 354), т.н. интеллектуальные приборы учета электрической энергии. Согласно пп. "а" п. 28 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 890 (далее - Правила N 890), прибор учета электрической энергии, который может быть присоединен к интеллектуальной системе учета, должен обеспечивать в точке учета измерение активной и реактивной энергии в сетях переменного тока в двух направлениях с классом точности 1,0 и выше по активной энергии и 2,0 по реактивной энергии (0,5S и выше по активной энергии и 1,0 по реактивной энергии для приборов учета электрической энергии трансформаторного включения) и установленным интервалом между поверками не менее 16 лет для однофазных приборов учета электрической энергии и не менее 10 лет для трехфазных приборов учета электрической энергии.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2022 допуску в эксплуатацию подлежат приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абз. 2 п. 80(1) Правил N 354 (п. 80 Правил N 354), т.н. интеллектуальные приборы учета электрической энергии. Согласно пп. "а" п. 28 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 890 (далее - Правила N 890), прибор учета электрической энергии, который может быть присоединен к интеллектуальной системе учета, должен обеспечивать в точке учета измерение активной и реактивной энергии в сетях переменного тока в двух направлениях с классом точности 1,0 и выше по активной энергии и 2,0 по реактивной энергии (0,5S и выше по активной энергии и 1,0 по реактивной энергии для приборов учета электрической энергии трансформаторного включения) и установленным интервалом между поверками не менее 16 лет для однофазных приборов учета электрической энергии и не менее 10 лет для трехфазных приборов учета электрической энергии.
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за коммунальную услугу рассчитывается с применением повышающих коэффициентов при недопуске исполнителя два раза и более в помещение для проверки приборов учета, а также при двукратном недопуске в помещение представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации) для установки приборов учета электроэнергии, ввода их в эксплуатацию, проверки состояния или проведения работ по обслуживанию и подключению приборов учета к интеллектуальной системе учета электроэнергии. Аналогичным образом повышается плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, если собственники помещений в МКД не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности) (п. п. 60(1), 60(3), 80(1) Правил N 354; п. п. 4, 26(1) Приложения N 2 к Правилам N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за коммунальную услугу рассчитывается с применением повышающих коэффициентов при недопуске исполнителя два раза и более в помещение для проверки приборов учета, а также при двукратном недопуске в помещение представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации) для установки приборов учета электроэнергии, ввода их в эксплуатацию, проверки состояния или проведения работ по обслуживанию и подключению приборов учета к интеллектуальной системе учета электроэнергии. Аналогичным образом повышается плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, если собственники помещений в МКД не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности) (п. п. 60(1), 60(3), 80(1) Правил N 354; п. п. 4, 26(1) Приложения N 2 к Правилам N 354).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об обеспечении единства измерений"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 9. Требования к средствам измерений
(ред. от 08.08.2024)
"Об обеспечении единства измерений"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 9. Требования к средствам измерений
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обязательные требования к приборам учета на первом этапе (с 01.07.2020 по 31.12.2021) не изменяются. На втором этапе (с 01.01.2022) вступают в силу требования, предусматривающие установку "умных" приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям "умные" приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом счетчике. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя тем самым потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существует три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обязательные требования к приборам учета на первом этапе (с 01.07.2020 по 31.12.2021) не изменяются. На втором этапе (с 01.01.2022) вступают в силу требования, предусматривающие установку "умных" приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям "умные" приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом счетчике. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя тем самым потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существует три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
Ситуация: Какие обязанности несет управляющая компания многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)уведомлять потребителя о присоединении коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета электроэнергии к интеллектуальной системе учета электроэнергии и начале представления показаний указанных приборов учета посредством такой системы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)уведомлять потребителя о присоединении коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета электроэнергии к интеллектуальной системе учета электроэнергии и начале представления показаний указанных приборов учета посредством такой системы.
Статья: Цифровизация экономики и ее влияние на реновацию институтов гражданского права
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<32> Некоторые из основных аспектов цифрового правового кодекса ФРГ могут заключаться в том, чтобы в дополнение к координации всех существующих компетенций продолжать развивать и расширять правовую базу с целью решения цифровых проблем следующим образом: 1) создание единой правовой базы для аналогичных услуг, вовлечение в этот процесс интернет-провайдеров; 2) более тесная интеграция цифровых эффектов (например, сетевых эффектов, эффектов блокировки) с требованиями прозрачности, безопасности данных и переносимости данных в той мере, в какой Общий регламент ЕС по защите данных допускает национальные положения; 3) адаптация к новым сферам бизнеса: услуги, основанные на больших данных (местоположении); меры: информационная автономия, защита данных, прозрачность и информационные обязательства; 4) содействие цифровизации в повседневной жизни путем создания благоприятной для инноваций правовой базы (например, интеллектуальные счетчики).
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<32> Некоторые из основных аспектов цифрового правового кодекса ФРГ могут заключаться в том, чтобы в дополнение к координации всех существующих компетенций продолжать развивать и расширять правовую базу с целью решения цифровых проблем следующим образом: 1) создание единой правовой базы для аналогичных услуг, вовлечение в этот процесс интернет-провайдеров; 2) более тесная интеграция цифровых эффектов (например, сетевых эффектов, эффектов блокировки) с требованиями прозрачности, безопасности данных и переносимости данных в той мере, в какой Общий регламент ЕС по защите данных допускает национальные положения; 3) адаптация к новым сферам бизнеса: услуги, основанные на больших данных (местоположении); меры: информационная автономия, защита данных, прозрачность и информационные обязательства; 4) содействие цифровизации в повседневной жизни путем создания благоприятной для инноваций правовой базы (например, интеллектуальные счетчики).
Статья: Методологические аспекты осмотра майнинговой фермы в качестве объекта криминалистического интереса
(Чихрадзе А.М.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Третьим специфическим видом доказательств по исследуемой категории дел являются энергоинформационные. Под этим условным термином мы понимаем совокупность побочных физических и информационных следов, сопровождающих работу майнинговой фермы, которые могут быть использованы для установления факта и режима ее функционирования. К данной категории относятся прежде всего следы энергопотребления: повышенный расход электроэнергии, тепловое излучение, акустический шум от оборудования, а также сведения о сетевой активности. В отличие от классических вещественных доказательств, эти факторы фиксируются не столько на самом месте происшествия, сколько в сопутствующих системах - в записях приборов учета, в журналах сетевых соединений, в характеристиках среды. Тем не менее их криминалистическое значение трудно переоценить, поскольку при расследовании, если не уделить должного внимания следам такого типа, может быть затруднено определение причиненного ущерба. Так, отсутствие процессуальной фиксации факта работы майнингового оборудования (непрерывного включения) может служить препятствием при определении ущерба и подаче гражданского иска <6>. В рамках осмотра необходимые сведения могут быть получены из нескольких источников: показания встроенных систем мониторинга устройств (хешрейт, температура, время функционирования системы), сведения от внешних систем - показания приборов учета электроэнергии, лог-файлы интеллектуальных систем учета, сетевые логи маршрутизаторов, непосредственные измерения на месте (замеры, осуществляемые с помощью тепловизора или пирометра). Кроме этого, необходима фиксация сведений сетевой активности фермы <7>. Таким образом, энергоинформационные следы создают мост между физическим и цифровым уровнями, предоставляя ключевую информацию о факте, длительности и способе работы майнинговой фермы, что напрямую относится к предмету доказывания.
(Чихрадзе А.М.)
("Российский следователь", 2025, N 10)Третьим специфическим видом доказательств по исследуемой категории дел являются энергоинформационные. Под этим условным термином мы понимаем совокупность побочных физических и информационных следов, сопровождающих работу майнинговой фермы, которые могут быть использованы для установления факта и режима ее функционирования. К данной категории относятся прежде всего следы энергопотребления: повышенный расход электроэнергии, тепловое излучение, акустический шум от оборудования, а также сведения о сетевой активности. В отличие от классических вещественных доказательств, эти факторы фиксируются не столько на самом месте происшествия, сколько в сопутствующих системах - в записях приборов учета, в журналах сетевых соединений, в характеристиках среды. Тем не менее их криминалистическое значение трудно переоценить, поскольку при расследовании, если не уделить должного внимания следам такого типа, может быть затруднено определение причиненного ущерба. Так, отсутствие процессуальной фиксации факта работы майнингового оборудования (непрерывного включения) может служить препятствием при определении ущерба и подаче гражданского иска <6>. В рамках осмотра необходимые сведения могут быть получены из нескольких источников: показания встроенных систем мониторинга устройств (хешрейт, температура, время функционирования системы), сведения от внешних систем - показания приборов учета электроэнергии, лог-файлы интеллектуальных систем учета, сетевые логи маршрутизаторов, непосредственные измерения на месте (замеры, осуществляемые с помощью тепловизора или пирометра). Кроме этого, необходима фиксация сведений сетевой активности фермы <7>. Таким образом, энергоинформационные следы создают мост между физическим и цифровым уровнями, предоставляя ключевую информацию о факте, длительности и способе работы майнинговой фермы, что напрямую относится к предмету доказывания.
Ситуация: Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (жилого дома) гарантирующие поставщики (сетевые организации) обязаны осуществлять приобретение, замену и допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета. Расходы на приобретение и установку такого прибора учета оплачиваются потребителем на основании счета гарантирующего поставщика (сетевой организации). Устанавливаемый прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности). Обязанность по эксплуатации указанного прибора учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию) (п. 80(1) Правил N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (жилого дома) гарантирующие поставщики (сетевые организации) обязаны осуществлять приобретение, замену и допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета. Расходы на приобретение и установку такого прибора учета оплачиваются потребителем на основании счета гарантирующего поставщика (сетевой организации). Устанавливаемый прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности). Обязанность по эксплуатации указанного прибора учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию) (п. 80(1) Правил N 354).