Инвестиционная надбавка к тарифу
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвестиционная надбавка к тарифу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Белгородского областного суда от 02.11.2023 N 3а-138/2023 (УИД 31OS0000-01-2023-000185-70)
Об отказе в признании недействующим решения Муниципального совета Яковлевского района от 30.05.2017 N 6 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Экотранс С" по строительству на территории Яковлевского района полигона ТКО, входящего в состав Яковлевского экологического комплекса, на 2017 - 2023 годы".Вопреки мнению административного истца проведение экспертизы и запрос дополнительных документов при рассмотрении проекта инвестиционной программы и установлении надбавок к тарифам являлись правом муниципального органа тарифного регулирования, реализуемым при необходимости (п. п. 7, 16 Правил регулирования N 520). Невыполнение таких действий само по себе не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспоренного решения и необоснованности установленных надбавок к тарифам. Суду не предъявлено никаких доказательств иного обоснованного размера финансовых потребностей ООО "Экотранс С", необходимых для реализации инвестиционной программы, который бы отличался от представленных данной организацией сметного расчета и плана кредитования.
Об отказе в признании недействующим решения Муниципального совета Яковлевского района от 30.05.2017 N 6 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Экотранс С" по строительству на территории Яковлевского района полигона ТКО, входящего в состав Яковлевского экологического комплекса, на 2017 - 2023 годы".Вопреки мнению административного истца проведение экспертизы и запрос дополнительных документов при рассмотрении проекта инвестиционной программы и установлении надбавок к тарифам являлись правом муниципального органа тарифного регулирования, реализуемым при необходимости (п. п. 7, 16 Правил регулирования N 520). Невыполнение таких действий само по себе не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспоренного решения и необоснованности установленных надбавок к тарифам. Суду не предъявлено никаких доказательств иного обоснованного размера финансовых потребностей ООО "Экотранс С", необходимых для реализации инвестиционной программы, который бы отличался от представленных данной организацией сметного расчета и плана кредитования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при реализации услуг по утилизации и захоронению ТКО, размер платы за которые определяется с применением к тарифу инвестиционной надбавки.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-14/124793)Вопрос: Требуются разъяснения о правомерности начисления "входящего" НДС (20%) на единый тариф регоператора ООО. С 01.10.2018 в тариф регоператора включена услуга оператора филиала АО по утилизации и захоронению ТКО в размере "тариф + инвестиционная надбавка"; таким образом, все население региона в составе оплаты ТКО оплачивает инвестиционную надбавку без НДС с целью возмещения привлеченных займов на создание концессионных объектов, построенных в городах региона в 2016 г.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-14/124793)Вопрос: Требуются разъяснения о правомерности начисления "входящего" НДС (20%) на единый тариф регоператора ООО. С 01.10.2018 в тариф регоператора включена услуга оператора филиала АО по утилизации и захоронению ТКО в размере "тариф + инвестиционная надбавка"; таким образом, все население региона в составе оплаты ТКО оплачивает инвестиционную надбавку без НДС с целью возмещения привлеченных займов на создание концессионных объектов, построенных в городах региона в 2016 г.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В то же время для увеличения финансирования поступают предложения о внесении изменений в действующее законодательство по выделению инвестиционной составляющей при установлении тарифов в сфере тепловодоснабжения и водоотведения, выведению инвестиционной надбавки из-под действия индекса оплаты граждан, а также регулированию его размеров и обеспечению целевого использования данных средств. При этом решение данного вопроса необходимо увязывать с усилением и персонализацией мер поддержки граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В то же время для увеличения финансирования поступают предложения о внесении изменений в действующее законодательство по выделению инвестиционной составляющей при установлении тарифов в сфере тепловодоснабжения и водоотведения, выведению инвестиционной надбавки из-под действия индекса оплаты граждан, а также регулированию его размеров и обеспечению целевого использования данных средств. При этом решение данного вопроса необходимо увязывать с усилением и персонализацией мер поддержки граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")При определении величины расходов на капитальные вложения (инвестиции) в составе нормативной прибыли регулируемой организации не учитываются расходы, финансируемые за счет надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", амортизации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")При определении величины расходов на капитальные вложения (инвестиции) в составе нормативной прибыли регулируемой организации не учитываются расходы, финансируемые за счет надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", амортизации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. В случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. В случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Начиная с 2017 года <85> субъект Российской Федерации, выступающий стороной КС в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в рамках которых оказание услуг осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), несет обязанность по утверждению инвестиционных программ концессионера в соответствии с установленными КС заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта КС. Мониторинг за реализацией инвестиционных программ РСО (в том числе концессионеров) ведет как ФАС России <86>, так и Минстрой России <87>.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Начиная с 2017 года <85> субъект Российской Федерации, выступающий стороной КС в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в рамках которых оказание услуг осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), несет обязанность по утверждению инвестиционных программ концессионера в соответствии с установленными КС заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта КС. Мониторинг за реализацией инвестиционных программ РСО (в том числе концессионеров) ведет как ФАС России <86>, так и Минстрой России <87>.
Статья: Правовая природа договора о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации
(Пивкин М.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Предметом договора выступает осуществление ГО определенных действий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем. Исходя из этого предмет договора о финансировании схож с предметом инвестиционного договора по технологическому присоединению. Однако необходимо добавить, что помимо непосредственно самих действий в предмет договора также входит осуществление финансирования, то есть систематическая передача денежных средств оператором газификации ГО при обязательном условии: "...в связи с недостаточностью финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам за транспортировку газа газораспределительной организацией и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, для покрытия расходов на мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации" <7>. В соответствии с п. 4 договора о финансировании осуществление финансирования выполняется под отлагательным условием, а именно: 1) в случае недостаточности финансовых средств у ГО; 2) если ГО отправляет заявку о необходимости финансирования действий по технологическому присоединению ОГ <8>.
(Пивкин М.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Предметом договора выступает осуществление ГО определенных действий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем. Исходя из этого предмет договора о финансировании схож с предметом инвестиционного договора по технологическому присоединению. Однако необходимо добавить, что помимо непосредственно самих действий в предмет договора также входит осуществление финансирования, то есть систематическая передача денежных средств оператором газификации ГО при обязательном условии: "...в связи с недостаточностью финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам за транспортировку газа газораспределительной организацией и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, для покрытия расходов на мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации" <7>. В соответствии с п. 4 договора о финансировании осуществление финансирования выполняется под отлагательным условием, а именно: 1) в случае недостаточности финансовых средств у ГО; 2) если ГО отправляет заявку о необходимости финансирования действий по технологическому присоединению ОГ <8>.
Форма: Концессионное соглашение (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)18.1. В соответствии с законодательством о концессионных соглашениях органы Энской области в области регулирования цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам)) устанавливают цены (тарифы) и (или) надбавки к ценам (тарифам) на оказываемые Концессионером услуги, на реконструкцию объекта Соглашения исходя из определенных настоящим Соглашением объема инвестиций, предусмотренного п. 4.15 настоящего Соглашения, сроков их осуществления, а также долгосрочных параметров регулирования, указанных в приложении N 11.
(КонсультантПлюс, 2025)18.1. В соответствии с законодательством о концессионных соглашениях органы Энской области в области регулирования цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам)) устанавливают цены (тарифы) и (или) надбавки к ценам (тарифам) на оказываемые Концессионером услуги, на реконструкцию объекта Соглашения исходя из определенных настоящим Соглашением объема инвестиций, предусмотренного п. 4.15 настоящего Соглашения, сроков их осуществления, а также долгосрочных параметров регулирования, указанных в приложении N 11.
Готовое решение: Кто является партнерами в рамках ГЧП (МЧП) и что им нужно учитывать при организации ГЧП (МЧП)
(КонсультантПлюс, 2025)Когда частный партнер реализует товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом надбавок к ним, органы публичной власти, регулирующие цены (тарифы), должны устанавливать их исходя из объема инвестиций и сроков их вложения, определенных соглашением (ч. 3 ст. 15 Закона о ГЧП).
(КонсультантПлюс, 2025)Когда частный партнер реализует товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом надбавок к ним, органы публичной власти, регулирующие цены (тарифы), должны устанавливать их исходя из объема инвестиций и сроков их вложения, определенных соглашением (ч. 3 ст. 15 Закона о ГЧП).