Исполнение решения о депортации
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение решения о депортации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Учитывая, что З. имеет непогашенную судимость за совершение умышленного преступления направленного против здоровья населения и общественной нравственности, отнесенного уголовным законом к категории средней тяжести, представляет реальную угрозу безопасности граждан, общественному порядку, здоровью населения страны, основам правопорядка и нравственности, правам и интересам других лиц, указанные основания на момент рассмотрения дела судом не отпали, в отношении нее принято уполномоченным органом решение о депортации, которое незаконным не признано и не отменено, возможность исполнения решения о депортации не утрачена, суды пришли к обоснованному выводу о том, что она должна содержаться в специальном учреждении до исполнения решения о депортации, как это предусмотрено пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принудительные работы для иностранных граждан и лиц без гражданства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
(Пацевич В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Ранее Президиум Верховного Суда РФ указывал на то, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, когда данный гражданин находится в этом учреждении длительный период, а уполномоченный орган не представляет сведения о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, равно в случае отсутствия данных о том, что депортируемое лицо может скрыться или уклониться от исполнения соответствующего решения <19>. Аналогичный смысл прослеживается сейчас в новой статье КоАП РФ - 27.19.1, ч. 17 которой предоставляет право выдворяемому лицу, помещенному в специальное учреждение, по истечении месячного срока со дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении рассматриваемого вида наказания при наличии обстоятельств, указывающих на невозможность реализации процедуры выдворения, обратиться в суд с ходатайством о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в таком учреждении. В связи с чем возникает вопрос о контроле за пребыванием иностранного гражданина, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о принудительном административном выдворении и не содержащегося в специальном учреждении. Полагаем, что таким лицам с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений в период до реализации процедуры административного выдворения должен устанавливаться не только режим контролируемого пребывания, но и предоставляться возможность осуществлять трудовую деятельность. Данное предложение видится нам вполне целесообразным, поскольку в случае получения дохода иностранный правонарушитель сможет не только самостоятельно оплатить расходы по своему административному выдворению, но также исполнить другие имущественные обязательства, включая выплату административного штрафа.
(Пацевич В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Ранее Президиум Верховного Суда РФ указывал на то, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, когда данный гражданин находится в этом учреждении длительный период, а уполномоченный орган не представляет сведения о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, равно в случае отсутствия данных о том, что депортируемое лицо может скрыться или уклониться от исполнения соответствующего решения <19>. Аналогичный смысл прослеживается сейчас в новой статье КоАП РФ - 27.19.1, ч. 17 которой предоставляет право выдворяемому лицу, помещенному в специальное учреждение, по истечении месячного срока со дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении рассматриваемого вида наказания при наличии обстоятельств, указывающих на невозможность реализации процедуры выдворения, обратиться в суд с ходатайством о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в таком учреждении. В связи с чем возникает вопрос о контроле за пребыванием иностранного гражданина, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о принудительном административном выдворении и не содержащегося в специальном учреждении. Полагаем, что таким лицам с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений в период до реализации процедуры административного выдворения должен устанавливаться не только режим контролируемого пребывания, но и предоставляться возможность осуществлять трудовую деятельность. Данное предложение видится нам вполне целесообразным, поскольку в случае получения дохода иностранный правонарушитель сможет не только самостоятельно оплатить расходы по своему административному выдворению, но также исполнить другие имущественные обязательства, включая выплату административного штрафа.
Статья: Проблемы соблюдения Европейской конвенции по правам человека в делах о депортации из Российской Федерации
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Общие принципы осуществления депортации установлены в ст. 31 указанного Федерального закона. Непосредственный порядок принятия и исполнения решений о депортации регламентирован Приказом МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <2>. В п. 2 этого Приказа приводится обобщение оснований для принятия решений о депортации, которые в достаточно разрозненном виде установлены в Федеральных законах "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 3 и 11 ст. 31 и п. 12 ст. 32.2), "О беженцах" <3> (ст. 13) и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <4> (ст. 25.10).
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Общие принципы осуществления депортации установлены в ст. 31 указанного Федерального закона. Непосредственный порядок принятия и исполнения решений о депортации регламентирован Приказом МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <2>. В п. 2 этого Приказа приводится обобщение оснований для принятия решений о депортации, которые в достаточно разрозненном виде установлены в Федеральных законах "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 3 и 11 ст. 31 и п. 12 ст. 32.2), "О беженцах" <3> (ст. 13) и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <4> (ст. 25.10).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Комитет отмечает, что имеющиеся у него материалы указывают на то, что при рассмотрении утверждений автора властями государства-участника большое значение было придано тому факту, что на него не распространяется внутреннее законодательство, регулирующее статус беженца, и что, как представляется, конкретные права автора по Пакту не были в достаточной мере учтены <1>. Комитет отмечает, что государство-участник в своих сообщениях лишь указывает, что автор покинул свою страну происхождения по экономическим причинам, но при этом не проводит оценки существующей угрозы применения в отношении него пыток в случае возвращения в Афганистан. При всем уважении к полномочиям иммиграционных властей оценивать предоставленные им свидетельства Комитет считает, что в данном случае следует провести дополнительный анализ. В отсутствие представления государством-участником информации, свидетельствующей о проведении тщательной оценки заявлений автора о том, что он может подвергнуться пыткам в случае принудительного возвращения в Афганистан, Комитет считает, что вынесение и приведение в исполнение решения о депортации автора явилось бы нарушением ст. 7 Пакта (п. 11.4 Соображений).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Комитет отмечает, что имеющиеся у него материалы указывают на то, что при рассмотрении утверждений автора властями государства-участника большое значение было придано тому факту, что на него не распространяется внутреннее законодательство, регулирующее статус беженца, и что, как представляется, конкретные права автора по Пакту не были в достаточной мере учтены <1>. Комитет отмечает, что государство-участник в своих сообщениях лишь указывает, что автор покинул свою страну происхождения по экономическим причинам, но при этом не проводит оценки существующей угрозы применения в отношении него пыток в случае возвращения в Афганистан. При всем уважении к полномочиям иммиграционных властей оценивать предоставленные им свидетельства Комитет считает, что в данном случае следует провести дополнительный анализ. В отсутствие представления государством-участником информации, свидетельствующей о проведении тщательной оценки заявлений автора о том, что он может подвергнуться пыткам в случае принудительного возвращения в Афганистан, Комитет считает, что вынесение и приведение в исполнение решения о депортации автора явилось бы нарушением ст. 7 Пакта (п. 11.4 Соображений).
Приказ МВД России от 24.04.2020 N 239
(ред. от 23.11.2023)
"Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2020 N 58761)III. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации МВД России и его территориальными органами
(ред. от 23.11.2023)
"Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2020 N 58761)III. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации МВД России и его территориальными органами