Использование средств по ГОЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование средств по ГОЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя" Федерального закона "О государственном оборонном заказе""Квалификация нарушения части 3 статьи 8 Закона об оборонном заказе в действиях головного исполнителя, исполнителя по использованию полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа, требует установления факта наступления в результате таких действий последствий в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, контракта."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 306.4 "Нецелевое использование бюджетных средств" БК РФ"Вместе с тем, отсутствие подобных условий (о возможности предоставления денежных средств в качестве коммерческого кредита и последующего получения процентов по коммерческому кредиту) также сопряжено с охраняемыми законом интересами общества и государства, в рамках которых действует договор/государственный контракт/контракт, исполняемый в рамках гособоронзаказа, также с запретами и ограничениями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о государственной службе, а также нормами Уголовного кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ, а именно - ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ, ст. 285.4 Уголовного кодекса РФ, не позволяют получать обогащение (т.е. денежные средства в большем объеме, чем предусмотрено положениями государственных контрактов), что может повлечь возможность для нецелевого расходования бюджетных средств, предоставляемых Головному исполнителю (АО "ГУОВ") во исполнение государственного оборонного заказа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О контроле за целевым использованием денежных средств ГОЗ.
(Письмо Банка России от 06.09.2023 N 08-12-4/8475)Вопрос: О контроле за целевым использованием денежных средств ГОЗ.
(Письмо Банка России от 06.09.2023 N 08-12-4/8475)Вопрос: О контроле за целевым использованием денежных средств ГОЗ.
Статья: Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Так, А.И. Агеев, Е.Л. Логинов и А.Н. Райков считают, что необходимо использовать сложную систему финансового мониторинга использования бюджетных средств по ГОЗ. Для этого необходимо создать информационно-вычислительную и экспертно-аналитическую среду с применением технологии интеллектуального анализа данных, которая позволит выявить признаки "злоупотребления бюджетными средствами на всех стадиях выполнения государственного контракта", в центре которой будет единая информационная система, созданная органом финансового мониторинга <13>.
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Так, А.И. Агеев, Е.Л. Логинов и А.Н. Райков считают, что необходимо использовать сложную систему финансового мониторинга использования бюджетных средств по ГОЗ. Для этого необходимо создать информационно-вычислительную и экспертно-аналитическую среду с применением технологии интеллектуального анализа данных, которая позволит выявить признаки "злоупотребления бюджетными средствами на всех стадиях выполнения государственного контракта", в центре которой будет единая информационная система, созданная органом финансового мониторинга <13>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"Злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа признаются, например, действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц осуществляет нецелевое расходование денежных средств, выделенных для реализации государственного оборонного заказа, если это повлекло общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 201.1 УК РФ.
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"Злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа признаются, например, действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц осуществляет нецелевое расходование денежных средств, выделенных для реализации государственного оборонного заказа, если это повлекло общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 201.1 УК РФ.
"Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(утв. Президентом РФ 30.05.2018)неэффективное расходование бюджетных средств, в особенности при исполнении заданий государственного оборонного заказа;
(утв. Президентом РФ 30.05.2018)неэффективное расходование бюджетных средств, в особенности при исполнении заданий государственного оборонного заказа;
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Таким образом, сфера ГОЗ не стала исключением в процессе цифровизации и автоматизации государственной деятельности. Напротив, в ней активно применяются цифровые технологии с целью соблюдения требований антимонопольного законодательства с учетом специфики правоотношений в закупочной деятельности, а также осуществления финансового контроля за эффективным, адресным и целевым расходованием бюджетных средств в процессе финансирования ГОЗ.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Таким образом, сфера ГОЗ не стала исключением в процессе цифровизации и автоматизации государственной деятельности. Напротив, в ней активно применяются цифровые технологии с целью соблюдения требований антимонопольного законодательства с учетом специфики правоотношений в закупочной деятельности, а также осуществления финансового контроля за эффективным, адресным и целевым расходованием бюджетных средств в процессе финансирования ГОЗ.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)АС СЗО отменил судебные акты в части взыскания задолженности и направил дело в названной части на новое рассмотрение, поскольку вывод суда первой инстанции, согласно которому по договору цессии передано право требования по денежному обязательству, возникшему из договора, а личность кредитора не имеет существенного значения для должника, противоречит установленному порядку осуществления расчетов, регламентированному положениями Закона N 275-ФЗ (открытие отдельных счетов для расчетов с исполнителями в рамках ГОЗ), предусматривающего осуществление государственного контроля (надзора) за использованием денежных средств ГОЗ по целевому назначению.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)АС СЗО отменил судебные акты в части взыскания задолженности и направил дело в названной части на новое рассмотрение, поскольку вывод суда первой инстанции, согласно которому по договору цессии передано право требования по денежному обязательству, возникшему из договора, а личность кредитора не имеет существенного значения для должника, противоречит установленному порядку осуществления расчетов, регламентированному положениями Закона N 275-ФЗ (открытие отдельных счетов для расчетов с исполнителями в рамках ГОЗ), предусматривающего осуществление государственного контроля (надзора) за использованием денежных средств ГОЗ по целевому назначению.
Статья: Третейское разбирательство как эффективный способ разрешения споров: актуальные проблемы
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)2. Споры, возникающие из Закона N 44-ФЗ, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда до принятия федерального закона, устанавливающего порядок определения арбитражного учреждения, которое вправе администрировать указанные споры. При этом имеются абсолютно неарбитрабельные споры из Закона N 44-ФЗ, а именно споры из государственного оборонного заказа, поскольку гособоронзаказ предполагает расходование бюджетных средств на достижение публично значимых целей, что влечет повышенный публичный (общественный) контроль.
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)2. Споры, возникающие из Закона N 44-ФЗ, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда до принятия федерального закона, устанавливающего порядок определения арбитражного учреждения, которое вправе администрировать указанные споры. При этом имеются абсолютно неарбитрабельные споры из Закона N 44-ФЗ, а именно споры из государственного оборонного заказа, поскольку гособоронзаказ предполагает расходование бюджетных средств на достижение публично значимых целей, что влечет повышенный публичный (общественный) контроль.
Статья: Новые полномочия ФНС: оценка сведений о ФХД ЮЛ и ИП
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)В ФНС поступают запросы о заключении соглашений, предусматривающих предоставление сведений о результатах оценки ЮЛ. Во всех вышеуказанных случаях инициаторами заключения соглашений выступают пользователи, а получаемые данные из сервиса оценки ЮЛ планируется использовать в том числе в целях обеспечения безопасного расходования бюджетных средств, выделяемых для обеспечения обороноспособности и исполнения государственного оборонного заказа, а также в рамках исполнения законодательно возложенных на ведомства функций, таких как предоставление региональных налоговых льгот.
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)В ФНС поступают запросы о заключении соглашений, предусматривающих предоставление сведений о результатах оценки ЮЛ. Во всех вышеуказанных случаях инициаторами заключения соглашений выступают пользователи, а получаемые данные из сервиса оценки ЮЛ планируется использовать в том числе в целях обеспечения безопасного расходования бюджетных средств, выделяемых для обеспечения обороноспособности и исполнения государственного оборонного заказа, а также в рамках исполнения законодательно возложенных на ведомства функций, таких как предоставление региональных налоговых льгот.