Использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства

Подборка наиболее важных документов по запросу Использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
По мнению ИФНС, обществом неправомерно применена пониженная ставка земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "ведение подсобного хозяйства".
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным налогового уведомления в части применения к земельным участкам налоговой ставки 1,5 процента и об обязании сформировать налоговое уведомление с применением налоговой ставки 0,3 процента. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что согласно абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ пониженная ставка земельного налога может применяться некоммерческими организациями и физическими лицами, непосредственно использующими земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли. Налогоплательщик имеет статус индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности "покупка и продажа земельных участков". Данные о множественности и общей площади находящихся в собственности налогоплательщика участков исключают вывод о том, что они могут использоваться для удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. Доказательств, опровергающих данный вывод, налогоплательщик не представил. Налоговая ставка 1,5 процента применена к участкам обоснованно.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Злоупотребление правом как способ ограничения конкуренции
(Малютина О.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)
Право пользования земельным участком, находящимся в публичной собственности, основано на ч. 2, 3 ст. 36 Конституции РФ и может быть передано сособственником заинтересованному лицу на основании договора аренды. Существенным условием последнего является предмет, одной из характеристик которого является вид разрешенного использования. От данной характеристики зависит характер использования земельного участка (для ведения подсобного хозяйства, строительства дома или производственных площадей). Возможно ли изменить указанную характеристику? Если да, то кем? Как верно отмечает С.Н. Касаткин, "разумно, что инициатором развития правоотношения выступает именно тот субъект, который стремится таким образом удовлетворить какой-либо свой интерес" <23>. То есть физическое лицо вправе обращаться в уполномоченный орган с любым обращением в форме заявления (ст. 33 Конституции РФ), и цель обращения не является предметом анализа. Отметим, что в случае со сменой вида разрешенного использования земельного участка и последующей передачей прав по договору усматривается получение выгоды.

Нормативные акты

Приказ ФНС России от 12.01.2022 N ЕД-7-21/6@
(ред. от 10.08.2023)
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, о фактах устранения указанных нарушений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений, а также о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 20.12.2019 N ММВ-7-21/646@"
(вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений", "Порядком представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации), о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности, о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений, в электронной форме")
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2022 N 67752)
Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2022 г. N 67752
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
Установленный Классификатором видов разрешенного использования вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома; производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.