Истребование карточек бухгалтерских счетов

Подборка наиболее важных документов по запросу Истребование карточек бухгалтерских счетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление бухгалтерских документов (карточек счета 50), истребованных в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Суд указал, что налогоплательщик был обязан представить регистры бухгалтерского учета по требованию налогового органа, поскольку в силу подп. 8 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 54 НК РФ они необходимы для исчисления и исполнения налоговых обязательств. Однако суд признал решение налогового органа недействительным, поскольку общество уже было привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ, что подтверждается вступившим в законную силу судебным решением. В отношении довода налогового органа о наличии у него права в случае непредставления налогоплательщиком по требованию документов истребовать те же самые документы повторно суд указал, что, не представив документы по двум требованиям, налогоплательщик совершил одно правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 N 07АП-12336/2021 по делу N А27-4734/2021
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Доводы Общества относительно того, что Инспекция не вправе истребовать карточки по счетам бухгалтерского учета 62, 60, 76, 76.АВ, 10, 19, 20, 23, 25, 26, 41, 43, 90, 91, судом отклонены, поскольку, как следует из решения, представленные ООО "НДСК" им. А.В. Косилова в ходе проверки регистры не раскрывали порядок формирования расходов и доходов, не соответствовали требованиям законодательства, а также требованиям, закрепленным в Учетной политике Общества, в связи с чем истребование спорных документов, непосредственно касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о неправомерности такого истребования, требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Налогового кодекса Российской Федерации при этом не нарушены.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Могут ли налоговики истребовать документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 40)
Апелляция и кассация также признали правомерными действия инспекции по истребованию у компании карточек бухгалтерских счетов. Статья 93 НК РФ не содержит каких-либо исключений относительно состава документов и информации (перечень не конкретизирован), а также ограничений полномочий налогового органа, проводящего налоговую проверку. Законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Вместе с тем положения подп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета. Изучение карточек счетов необходимо было для подтверждения или опровержения выводов, изложенных инспекцией в акте. Поскольку запрашиваемые документы не были представлены компанией, у инспекции имелись правовые основания для привлечения компании к ответственности.
Статья: О несоблюдении организацией годичного срока, в течение которого может быть заявлен вычет по НДС, - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 5)
Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении УСН в связи с использованием обществом схемы ухода от общей системы налогообложения путем дробления бизнеса. По мнению налоговой, организация привлекала взаимозависимую организацию. Суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом получения заявителем дохода, превышающего доход, установленный для целей применения УСН. Инспекция не представила доказательств наличия признаков недобросовестности в действиях самого налогоплательщика, а также признаков согласованных действий организации и ее контрагента, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. При проведении проверки налоговый орган не истребовал у заявителя первичные документы по данным контрагентам-покупателям и бухгалтерские документы (карточки счета и оборотно-сальдовые ведомости). Не истребованы данные документы и у покупателей. Первичные документы, подтверждающие правильность расчета инспекции, в материалах проверки отсутствуют, что привело к невозможности проверить правильность произведенных налоговым органом доначислений. Инспекция неправомерно вдвое завысила базу НДС и налога на прибыль. Каждое из спорных обществ являлось самостоятельным субъектом налоговых отношений: они самостоятельно исполняли обязательства в рамках уставной деятельности, самостоятельно вели учет своих доходов и расходов, исчисляли налоги и представляли отчетность. Выявленная неполнота проведенной проверки не может быть восполнена в рамках судебного разбирательства. Заявленные требования удовлетворены в полном объеме.