Изменение функциональной зоны

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение функциональной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции подробно проанализирована процедура внесения изменений в Генеральный план и установлено, что своим противоправным бездействием Администрация после проведения публичных слушаний по вопросу изменения функциональной зоны, в том числе для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168, в нарушение требований статей 24, 25 ГрК РФ не приняла мер по внесению изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское в обозначенной Обществом части."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 35 "Виды и состав территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"В частности, по смыслу пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ, территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)
Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <30>.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)
В некоторых спорах невластный субъект, оспаривая правила землепользования и застройки муниципального образования, ссылается на наличие у него законных ожиданий <17>. В единичных делах суды руководствуются принципом защиты доверия при разрешении спора. Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <18>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"
18.3) разрабатывает и направляет в органы местного самоуправления предложения о внесении изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений, муниципальных округов, городских округов в части установления и изменения границ населенных пунктов и границ функциональных и (или) территориальных зон, установления и изменения градостроительных регламентов;
Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 N 273
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"
1.18. Рекомендуется внесение изменений в генеральный план МО применительно к части населенного пункта МО в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в генеральный план МО применительно к части населенного пункта при изменении параметров функциональной зоны и характеристик инфраструктурных объектов в границах элемента планировочной структуры рекомендуется выполнять без разработки концепции пространственного развития МО (мастер-плана).