Изменение границ заказника
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ заказника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена конкурса по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...решением... суда... признано недействующим в части постановление Правительства Ставропольского края... "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края...", в связи с чем границы государственного природного заказника... расширились до размеров, которые были определены изначально.
(КонсультантПлюс, 2025)...решением... суда... признано недействующим в части постановление Правительства Ставропольского края... "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края...", в связи с чем границы государственного природного заказника... расширились до размеров, которые были определены изначально.
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27.04.2023 N 66а-645/2023 (УИД 26OS0000-04-2022-000286-17)
Об отмене решения Ставропольского краевого суда от 19.01.2023 и признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановления правительства Ставропольского края от 18.08.2022 N 472-п "Об утверждении границы государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий".По делу установлено, что Правительство Ставропольского края по вопросу согласования решения об изменении границы заказника регионального значения "Новотроицкий" в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не обращалось.
Об отмене решения Ставропольского краевого суда от 19.01.2023 и признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановления правительства Ставропольского края от 18.08.2022 N 472-п "Об утверждении границы государственного природного заказника краевого значения "Новотроицкий".По делу установлено, что Правительство Ставропольского края по вопросу согласования решения об изменении границы заказника регионального значения "Новотроицкий" в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не обращалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)6. Еще один из дискуссионных вопросов - необходимо ли согласование с Минприроды России и Минобороны России решений об изменении границ, о преобразовании и ликвидации региональных ООПТ. К концу 2020 г. сложилась судебная практика, подтверждающая необходимость такого согласования. Такие решения практически одновременно вынесли Второй, Третий и Пятый апелляционные суды общей юрисдикции в отношении законов Приморского и Ставропольского краев, которые не предусматривали согласование изменения границ или упразднения ООПТ регионального уровня с федеральными органами власти, а также постановления правительства Республики Коми об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский", принятого без такого согласования <28>. В судебных решениях делается вывод, что такое правовое регулирование не соответствует положениям ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ, согласно которым органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании региональных ООПТ, об изменении режима их особой охраны с Минприроды России и Минобороны России. Поскольку упразднение региональной ООПТ фактически представляет собой уменьшение ее площади (до нуля) и сопровождается изменением ее границ, влекущим утрату такой территорией особой охраны, соответственно, изменяя существующий режим ее охраны, решение об упразднении региональной ООПТ также требует соблюдения положений ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ. По этим же основаниям указанное согласование требуется и в случае принятия решения об изменении границ региональных ООПТ, поскольку изменение границ таких территорий, неизбежно сопровождающееся изменением их площади, также сопровождается изменением режима охраны новой части площади региональных ООПТ (в случае изменения ее границ в сторону увеличения) или той части территории, которая подлежит исключению (в случае уменьшения площади территории).
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)6. Еще один из дискуссионных вопросов - необходимо ли согласование с Минприроды России и Минобороны России решений об изменении границ, о преобразовании и ликвидации региональных ООПТ. К концу 2020 г. сложилась судебная практика, подтверждающая необходимость такого согласования. Такие решения практически одновременно вынесли Второй, Третий и Пятый апелляционные суды общей юрисдикции в отношении законов Приморского и Ставропольского краев, которые не предусматривали согласование изменения границ или упразднения ООПТ регионального уровня с федеральными органами власти, а также постановления правительства Республики Коми об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский", принятого без такого согласования <28>. В судебных решениях делается вывод, что такое правовое регулирование не соответствует положениям ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ, согласно которым органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании региональных ООПТ, об изменении режима их особой охраны с Минприроды России и Минобороны России. Поскольку упразднение региональной ООПТ фактически представляет собой уменьшение ее площади (до нуля) и сопровождается изменением ее границ, влекущим утрату такой территорией особой охраны, соответственно, изменяя существующий режим ее охраны, решение об упразднении региональной ООПТ также требует соблюдения положений ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ. По этим же основаниям указанное согласование требуется и в случае принятия решения об изменении границ региональных ООПТ, поскольку изменение границ таких территорий, неизбежно сопровождающееся изменением их площади, также сопровождается изменением режима охраны новой части площади региональных ООПТ (в случае изменения ее границ в сторону увеличения) или той части территории, которая подлежит исключению (в случае уменьшения площади территории).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 10 ч. 1 комментируемой статьи в число сведений, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия относятся сведения об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территорий. К землям особо охраняемых природных территорий согласно относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 10 ч. 1 комментируемой статьи в число сведений, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия относятся сведения об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территорий. К землям особо охраняемых природных территорий согласно относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 346
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")В графы 5, 6 не включаются данные о ранее созданных ООПТ, у которых в отчетном году произошли какие-либо изменения (например, объединение нескольких ООПТ в одну, преобразование ООПТ федерального значения в ООПТ регионального значения, изменение категории ООПТ, названия, ведомственной принадлежности).
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")В графы 5, 6 не включаются данные о ранее созданных ООПТ, у которых в отчетном году произошли какие-либо изменения (например, объединение нескольких ООПТ в одну, преобразование ООПТ федерального значения в ООПТ регионального значения, изменение категории ООПТ, названия, ведомственной принадлежности).
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 339
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)В графы 5, 6 не включаются данные о ранее созданных ООПТ, у которых в отчетном году произошли какие-либо изменения (например, объединение нескольких ООПТ в одну, преобразование ООПТ федерального значения в ООПТ регионального значения, изменение категории ООПТ, названия, ведомственной принадлежности).
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)В графы 5, 6 не включаются данные о ранее созданных ООПТ, у которых в отчетном году произошли какие-либо изменения (например, объединение нескольких ООПТ в одну, преобразование ООПТ федерального значения в ООПТ регионального значения, изменение категории ООПТ, названия, ведомственной принадлежности).
Статья: Правовые основы развития экологического туризма с учетом экологических вызовов на приграничной территории
(Оленина Т.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Несмотря на это, в границах ландшафтного заказника устанавливаются основные виды разрешенного использования. К их числу относится природно-познавательный туризм; вспомогательные виды разрешенного использования, в частности туристическое обслуживание, благоустройство территории.
(Оленина Т.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Несмотря на это, в границах ландшафтного заказника устанавливаются основные виды разрешенного использования. К их числу относится природно-познавательный туризм; вспомогательные виды разрешенного использования, в частности туристическое обслуживание, благоустройство территории.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Конкретные особенности определяются положением о природном парке. При этом в любом случае запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Также по общему правилу запрещается изменять целевое назначение земельных участков, находящихся в границах природных парков.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Конкретные особенности определяются положением о природном парке. При этом в любом случае запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Также по общему правилу запрещается изменять целевое назначение земельных участков, находящихся в границах природных парков.
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа субъекта РФ (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных территориях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа субъекта РФ (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Статья: Развитие российского законодательства о геопарках
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Как модель управления четырьмя государственными природными заказниками, тринадцатью памятниками природы, объектами культурного наследия, а также иными землями, природными, природно-антропогенными и антропогенными объектами без изменения их правового режима фактически функционирует геопарк "Балтийско-Ладожский глинт". Его площадь очень большая, составляет около 20 тыс. кв. км <40>. Ценные геологические объекты в границах этого геопарка были признаны ООПТ до его образования, поэтому здесь не может идти речь о правовом режиме ООПТ регионального значения для всего геопарка в целом.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Как модель управления четырьмя государственными природными заказниками, тринадцатью памятниками природы, объектами культурного наследия, а также иными землями, природными, природно-антропогенными и антропогенными объектами без изменения их правового режима фактически функционирует геопарк "Балтийско-Ладожский глинт". Его площадь очень большая, составляет около 20 тыс. кв. км <40>. Ценные геологические объекты в границах этого геопарка были признаны ООПТ до его образования, поэтому здесь не может идти речь о правовом режиме ООПТ регионального значения для всего геопарка в целом.
Статья: Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Имело место и иное решение. Так, Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено исковое заявление о признании недействующим распоряжения администрации "О включении земельных участков в границы населенного пункта" из земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что указанные участки находятся на территории государственного природного заказника регионального значения. Соответственно, включение их в границы населенного пункта противоречит пункту 3 статьи 95 ЗК РФ <14>.
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Имело место и иное решение. Так, Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено исковое заявление о признании недействующим распоряжения администрации "О включении земельных участков в границы населенного пункта" из земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что указанные участки находятся на территории государственного природного заказника регионального значения. Соответственно, включение их в границы населенного пункта противоречит пункту 3 статьи 95 ЗК РФ <14>.
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)7) для уточнения правового режима экотроп нужны следующие изменения в Закон N 33-ФЗ:
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)7) для уточнения правового режима экотроп нужны следующие изменения в Закон N 33-ФЗ: