Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую" ЗК РФ"Исходя из смысла положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории. Указание ответчиком категории земельных участков - земли сельскохозяйственного назначения, при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует и из части 6 статьи 79 ЗК РФ; пункта 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Перевод земли из категории земель сельскохозяйственного
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Перевод земли из категории земель сельскохозяйственного
Статья: Депривация в индивидуализации земельного участка через его границы
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)В целом под ранее учтенными объектами недвижимости в настоящее время понимаются массивы земель сельскохозяйственного назначения, которые в период до 1991 г. составляли колхозную собственность, а в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения были либо приватизированы и являют собой на сегодняшний день частную собственность, имеющую долевых участников, либо публичную собственность, отнесенную к фонду перераспределения земель. Фактическая индивидуализация данных земель осуществлена материалами землеустройства, границы вынесены на местность, и споры по этим границам между субъектами сельскохозяйственной деятельности, как правило, не возникают. Однако для внесения сведений о границах этих земельных участков в ГКН необходимо проведение кадастровых работ, оплата которых, с точки зрения правообладателей, - совершенно пустая и бессмысленная трата денежных средств, потребность в которых в сельскохозяйственном производстве обычно весьма остра. Помимо финансовой причины применительно к земельным участкам долевой собственности необходима выраженная воля всех правообладателей для проведения кадастровых работ. Неумолимость течения времени внесла значимую неопределенность в состав участников долевой собственности, в связи с чем закон предусматривает механизм невостребованных долей и специфику формирования коллективной воли на собраниях участников долевой собственности в землях сельскохозяйственного назначения <7>. При таком положении дел, просуществовавшем от периода приватизации до 2014 г., законодатель отступил, указав, что земельный участок - это индивидуально-определенная вещь. Средство индивидуализации, согласилась с ним правоприменительная практика, - присвоение кадастрового номера <8>. А есть у земельного участка внесенные в ГКН границы или нет, рассматривается в качестве обстоятельства персонально применительно к конкретному спору. Напротив, интерес к установлению земельных участков испытывает вид экономической деятельности, формирующий прибавочную стоимость посредством изменения категории земель. Переводя из земель сельскохозяйственного назначения приватизированные земельные участки <9> в земли населенных пунктов посредством изменения границ населенных пунктов документами территориального планирования, представители такого рода занятий извлекают внеэкономический доход, образуемый ценовой разницей между стоимостью земли как средства сельскохозяйственного производства и стоимостью земли как территориального пространственного базиса для застройки. Очевидно, что если имеется такая разница, то и целевое назначение, разрешенное использование земельного участка - средство его экономической индивидуализации <10>.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)В целом под ранее учтенными объектами недвижимости в настоящее время понимаются массивы земель сельскохозяйственного назначения, которые в период до 1991 г. составляли колхозную собственность, а в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения были либо приватизированы и являют собой на сегодняшний день частную собственность, имеющую долевых участников, либо публичную собственность, отнесенную к фонду перераспределения земель. Фактическая индивидуализация данных земель осуществлена материалами землеустройства, границы вынесены на местность, и споры по этим границам между субъектами сельскохозяйственной деятельности, как правило, не возникают. Однако для внесения сведений о границах этих земельных участков в ГКН необходимо проведение кадастровых работ, оплата которых, с точки зрения правообладателей, - совершенно пустая и бессмысленная трата денежных средств, потребность в которых в сельскохозяйственном производстве обычно весьма остра. Помимо финансовой причины применительно к земельным участкам долевой собственности необходима выраженная воля всех правообладателей для проведения кадастровых работ. Неумолимость течения времени внесла значимую неопределенность в состав участников долевой собственности, в связи с чем закон предусматривает механизм невостребованных долей и специфику формирования коллективной воли на собраниях участников долевой собственности в землях сельскохозяйственного назначения <7>. При таком положении дел, просуществовавшем от периода приватизации до 2014 г., законодатель отступил, указав, что земельный участок - это индивидуально-определенная вещь. Средство индивидуализации, согласилась с ним правоприменительная практика, - присвоение кадастрового номера <8>. А есть у земельного участка внесенные в ГКН границы или нет, рассматривается в качестве обстоятельства персонально применительно к конкретному спору. Напротив, интерес к установлению земельных участков испытывает вид экономической деятельности, формирующий прибавочную стоимость посредством изменения категории земель. Переводя из земель сельскохозяйственного назначения приватизированные земельные участки <9> в земли населенных пунктов посредством изменения границ населенных пунктов документами территориального планирования, представители такого рода занятий извлекают внеэкономический доход, образуемый ценовой разницей между стоимостью земли как средства сельскохозяйственного производства и стоимостью земли как территориального пространственного базиса для застройки. Очевидно, что если имеется такая разница, то и целевое назначение, разрешенное использование земельного участка - средство его экономической индивидуализации <10>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - исполнительными органами субъектов Российской Федерации;