Изменение НДС с июля 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение НДС с июля 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24.7 "Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Из системного толкования статьи 781 ГК РФ, статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение условий договора
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают в иске стороны об изменении договора, который прекратил свое действие
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают в иске стороны об изменении договора, который прекратил свое действие
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ключевые изменения в российских правилах налогообложения
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Налоговая практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В 2019 году в НК РФ были внесены изменения, направленные на обеспечение налогоплательщикам права на вычет входного НДС по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций по выполнению работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ на основании ст. 148 НК РФ. При этом было сделано исключение в отношении работ (услуг), операции по реализации которых одновременно освобождаются от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ. Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2019 года.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Налоговая практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В 2019 году в НК РФ были внесены изменения, направленные на обеспечение налогоплательщикам права на вычет входного НДС по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций по выполнению работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ на основании ст. 148 НК РФ. При этом было сделано исключение в отношении работ (услуг), операции по реализации которых одновременно освобождаются от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ. Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2019 года.
Вопрос: Организация в 2024 г. вывезла оборудование, учтенное в составе основных средств, для выполнения инженерно-геофизических работ на территории Казахстана по договору с казахстанским заказчиком. Нужно ли восстановить НДС с остаточной стоимости данного ОС, если оно приобретено до 01.07.2019?
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, поскольку местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Казахстана, объекта налогообложения по НДС у российской организации не возникает. В связи с внесением изменений Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 63-ФЗ) с 01.07.2019 суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, принимаются к вычету в общеустановленном порядке (пп. 2 п. 2 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ, пп. "а" п. 3, пп. "а" п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона N 63-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, поскольку местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Казахстана, объекта налогообложения по НДС у российской организации не возникает. В связи с внесением изменений Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 63-ФЗ) с 01.07.2019 суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, принимаются к вычету в общеустановленном порядке (пп. 2 п. 2 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ, пп. "а" п. 3, пп. "а" п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона N 63-ФЗ).
Нормативные акты
показать больше документов"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 04.10.2012 N 03-07-15/130, которое Письмом ФНС России от 22.10.2012 N ЕД-4-13/17197@ доведено до нижестоящих налоговых органов для использования в текущей работе (см. также Письма Минфина России от 12.05.2021 N 03-07-08/36033, от 11.07.2019 N 03-07-08/51593, Письмо ФНС России от 24.09.2012 N ЕД-4-3/15921@).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 04.10.2012 N 03-07-15/130, которое Письмом ФНС России от 22.10.2012 N ЕД-4-13/17197@ доведено до нижестоящих налоговых органов для использования в текущей работе (см. также Письма Минфина России от 12.05.2021 N 03-07-08/36033, от 11.07.2019 N 03-07-08/51593, Письмо ФНС России от 24.09.2012 N ЕД-4-3/15921@).
Вопрос: О применении освобождения от НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором.
(Письмо Минфина России от 16.02.2023 N 03-07-07/12997)В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
(Письмо Минфина России от 16.02.2023 N 03-07-07/12997)В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при оказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО в Красноярском крае.
(Письмо Минфина России от 30.12.2022 N 03-07-07/130061)В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
(Письмо Минфина России от 30.12.2022 N 03-07-07/130061)В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Вопрос: Об НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, реализуемых организацией, утратившей статус регионального оператора по обращению с ТКО.
(Письмо Минфина России от 26.10.2023 N 03-07-11/102287)Вопрос: В соответствии с положениями Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающими освобождение от обложения НДС услуг по обращению с ТКО, как применяется данное освобождение к услугам по обращению с ТКО при утрате статуса регионального оператора?
(Письмо Минфина России от 26.10.2023 N 03-07-11/102287)Вопрос: В соответствии с положениями Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающими освобождение от обложения НДС услуг по обращению с ТКО, как применяется данное освобождение к услугам по обращению с ТКО при утрате статуса регионального оператора?
Вопрос: О применении региональным оператором освобождения от НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, если предельный единый тариф утвержден с 01.01.2024.
(Письмо Минфина России от 01.11.2023 N 03-07-07/104131)Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
(Письмо Минфина России от 01.11.2023 N 03-07-07/104131)Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 14.03.2024 N 03-07-07/22948 сообщается, что абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 14.03.2024 N 03-07-07/22948 сообщается, что абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Вопрос: Взаимозависимые организации заключили договор займа. По итогам года сделки между ними являются контролируемыми. Проценты по договору займа скорректированы по п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Какие суммы процентов отразить в уведомлении о контролируемых сделках? Как заполнить поля 2.2.3, 2.9 - 2.14 разд. 1Б уведомления?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)В поле 2.12 "Код валюты" указывается код валюты, в которой оформлено долговое обязательство, согласно Общероссийскому классификатору валют (ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000). При изменении в отчетном периоде валюты, в которой оформлено долговое обязательство, в отношении такой сделки заполняется отдельный разд. 1Б с указанием кода валюты, в которой оформлено долговое обязательство в результате изменения (п. 7.18 Порядка).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)В поле 2.12 "Код валюты" указывается код валюты, в которой оформлено долговое обязательство, согласно Общероссийскому классификатору валют (ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000). При изменении в отчетном периоде валюты, в которой оформлено долговое обязательство, в отношении такой сделки заполняется отдельный разд. 1Б с указанием кода валюты, в которой оформлено долговое обязательство в результате изменения (п. 7.18 Порядка).
Вопрос: О периоде применения освобождения от НДС услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 03-07-07/120390)Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 03-07-07/120390)Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Статья: Описка или новое решение? Суды против кардинальных изменений в документах по итогам налоговой проверки
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Технические и арифметические ошибки в решении по проверке, которые привели к ухудшению положения компании, учтены налоговым органом при внесении в это решение изменений. Ими были уменьшены налоговые обязательства компании по налогу на прибыль, принят к вычету НДС по ряду контрагентов, скорректированы соответствующие пени и штрафные санкции. Внесенные изменения не привели к ухудшению положения налогоплательщика и нарушению его прав и законных интересов, в связи с чем решение налогового органа не подлежит в данной части признанию недействительным
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Технические и арифметические ошибки в решении по проверке, которые привели к ухудшению положения компании, учтены налоговым органом при внесении в это решение изменений. Ими были уменьшены налоговые обязательства компании по налогу на прибыль, принят к вычету НДС по ряду контрагентов, скорректированы соответствующие пени и штрафные санкции. Внесенные изменения не привели к ухудшению положения налогоплательщика и нарушению его прав и законных интересов, в связи с чем решение налогового органа не подлежит в данной части признанию недействительным
Вопрос: Об освобождении от НДС при оказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
(Письмо Минфина России от 05.06.2024 N 03-07-07/51896)Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 36, согласно которому не подлежат обложению НДС услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами.
(Письмо Минфина России от 05.06.2024 N 03-07-07/51896)Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 36, согласно которому не подлежат обложению НДС услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами.