Изменение предмета охраны объекта культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение предмета охраны объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А33-25183/2021
Требование: О признании незаконным отказа органа по охране объектов культурного наследия во включении в предмет охраны объекта, примыкающего к объекту культурного наследия регионального значения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
По итогам рассмотрения обращения общества комиссия службы в соответствии с протоколом от 25.07.2019 N 06/19 пришла к выводу, что предложение о внесении изменений в предмет охраны объекта культурного наследия в части, касающейся лестницы, расположенной с северной стороны и ведущей в полуподвал, а также проема полуподвала не обосновано. Приказом министерства культуры Красноярского края от 20.12.2013 N 610 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия на конец XIX века, имеющийся в службе фотоматериал и изображение "Фото 2. Историческая фотография 1908 - 1909 гг.", представленное в проекте, дает основания полагать, что на момент окончания строительства ни лестницы, ведущей в полуподвал, ни проема в полуподвал не было. Представленное в проекте изображение "Фото 1. Историческая фотография 1890-х гг. Виден верх проема", с выделенным фрагментом, не дает однозначного представления о наличии проема с западной стороны ротонды в уровне полуподвала. Представленные в проекте фотоматериалы, датируемые 1928 годом, не могут являться основанием для внесения изменений в предмет охраны объекта культурного наследия, так как предмет охраны объекта культурного наследия утвержден на более ранний временной период.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2023 N 88а-657/2023 по делу N 2а-4051/2021 (УИД 78RS0016-01-2021-004273-82)
Категория: Споры с Министерством культуры РФ.
Требования: О признании недействительным предписания в целом.
Обстоятельства: Оспариваемый акт мотивирован невыполнением истцом порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. Истец ссылается на то, что незаконные действия с объектом культурного наследия не совершал, правонарушение совершено иным лицом, в отношении которого им подано заявление о возбуждении уголовного дела.
Решение: Отказано.
Доводы кассационной жалобы о том, что действия по нарушению требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" допустил не он, а Б.С., не могут быть приняты во внимание. Доводы кассационной жалобы не опровергают установленное судами обстоятельство, что нарушения совершены в 2019 году, когда собственником земельного участка являлся М.Х.К., и ограничения в использовании принадлежащего ему земельного участка, как входящего в объект культурного наследия, были уже установлены. Факт привлечения Б.С. к установленной законом ответственности не свидетельствует об отсутствии у М.Х.К., как собственника земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия, обязанности по принятию мер по поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
1) консервация - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (ст. 41 Закона об объектах культурного наследия);
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)
5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;
Приказ Минкультуры России от 13.07.2020 N 774
"Об утверждении формы охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и порядка его подготовки и утверждения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2020 N 60893)
3.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: