Изменение схемы избирательных округов
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение схемы избирательных округов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. законодатель установил, что одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Такой срок не случаен. Речь идет о неизменности избирательного округа в течение двух легислатур и, соответственно, двух избирательных кампаний. Колебания численности избирателей, превышающие допустимые законом отклонения от средней нормы представительства, по сложившейся судебной практике не являлись основанием для изменения схемы избирательных округов. В тренде принципа свободных выборов это весьма прогрессивное положение, которое должно было способствовать укреплению стабильности избирательной системы и повышению доверия к выборам со стороны населения. Оно, однако, не нашло всеобщей поддержки со стороны властных структур, так как создавало препятствия для перекройки избирательных округов перед каждой новой избирательной кампанией с учетом меняющейся расстановки электоральных сил. Сами эти препятствия на практике легко преодолеваются путем изменения перед каждой избирательной кампанией либо численного состава представительного органа, либо соотношения частей депутатского корпуса, избираемых по разным избирательным системам, либо того и другого. Реальной же целью таких действий, как правило, является создание легального обоснования необходимости изменения схемы избирательных округов.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. законодатель установил, что одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Такой срок не случаен. Речь идет о неизменности избирательного округа в течение двух легислатур и, соответственно, двух избирательных кампаний. Колебания численности избирателей, превышающие допустимые законом отклонения от средней нормы представительства, по сложившейся судебной практике не являлись основанием для изменения схемы избирательных округов. В тренде принципа свободных выборов это весьма прогрессивное положение, которое должно было способствовать укреплению стабильности избирательной системы и повышению доверия к выборам со стороны населения. Оно, однако, не нашло всеобщей поддержки со стороны властных структур, так как создавало препятствия для перекройки избирательных округов перед каждой новой избирательной кампанией с учетом меняющейся расстановки электоральных сил. Сами эти препятствия на практике легко преодолеваются путем изменения перед каждой избирательной кампанией либо численного состава представительного органа, либо соотношения частей депутатского корпуса, избираемых по разным избирательным системам, либо того и другого. Реальной же целью таких действий, как правило, является создание легального обоснования необходимости изменения схемы избирательных округов.
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов - 40 процентов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов - 40 процентов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2000 N 4-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой"2) при замещении вакантных депутатских мандатов в связи со сложением депутатом своих полномочий или их прекращением по иным основаниям положение части второй статьи 3 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", а также основанный на нем Закон Оренбургской области "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" не могут применяться без необходимых изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Постановления.
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой"2) при замещении вакантных депутатских мандатов в связи со сложением депутатом своих полномочий или их прекращением по иным основаниям положение части второй статьи 3 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", а также основанный на нем Закон Оренбургской области "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" не могут применяться без необходимых изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Постановления.