Изменения в избирательном законодательстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в избирательном законодательстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Какую же динамику можно проследить в развитии современного российского избирательного законодательства? К сожалению, сказать, что оно является нестабильным, значит не сказать ничего. По мнению некоторых авторов, отсутствие такой стабильности является одной из причин низкой активности россиян на выборах любого уровня <5>. Другие авторы также подчеркивают, что вследствие частого изменения избирательного законодательства каждые последующие выборы проводятся по различной правовой базе, что создает искусственные трудности в организации и проведении выборов и не способствует повышению доверия к ним со стороны населения <6>, в том числе приводится статистика, согласно которой действующий Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) изменялся почти 80 раз, а кроме того, неоднократно принимались новые федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, вносились регулярные изменения в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" <7>.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Какую же динамику можно проследить в развитии современного российского избирательного законодательства? К сожалению, сказать, что оно является нестабильным, значит не сказать ничего. По мнению некоторых авторов, отсутствие такой стабильности является одной из причин низкой активности россиян на выборах любого уровня <5>. Другие авторы также подчеркивают, что вследствие частого изменения избирательного законодательства каждые последующие выборы проводятся по различной правовой базе, что создает искусственные трудности в организации и проведении выборов и не способствует повышению доверия к ним со стороны населения <6>, в том числе приводится статистика, согласно которой действующий Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) изменялся почти 80 раз, а кроме того, неоднократно принимались новые федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, вносились регулярные изменения в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" <7>.
Статья: Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по определению организационной основы муниципальных выборов: особенности регионального законодательства
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Немаловажный вопрос, который отдельные исследователи справедливо увязывают с изменениями в правовом регулировании организационных основ муниципальных выборов, - это источник финансирования кампании. Если муниципальные образования лишены возможности "формировать свои электоральные органы, то логичным следствием этого было бы финансирование выборов и референдумов не из местного, а из регионального бюджета" <10>. Актуальность данного вопроса подчеркивают изменения избирательного законодательства, принятые перед началом президентской кампании 2024 г. <11>. Если субъект Федерации имеет право выделять финансовые средства на содействие при подготовке федеральных выборов, включая выплаты членам избирательных комиссий, а также на информирование избирателей, то почему не предусмотреть такую возможность при проведении муниципальных выборов? Более того, если мы понимаем, что территориальные избирательные комиссии, которые императивно стали основным организационным звеном подготовки муниципальных выборов, - это государственные органы субъекта Федерации <12>, то постановка вопроса об обязанности финансирования муниципальных выборов из регионального бюджета начинает выглядеть вполне логично. В случае если бы подобный подход был принят, размеры, условия, направления регионального финансирования (софинансирования) муниципальных выборов могли бы стать предметом регулирования избирательного законодательства субъектов Федерации. Прямое участие средств регионального бюджета в организации муниципальных избирательных кампаний создало бы, в свою очередь, концептуальную базу для большего учета особенностей региона в законодательстве субъектов Федерации о муниципальных выборах. Таким образом, можно было бы найти больше места региональным особенностям в осуществлении избирательных процедур и реализации избирательных прав, в частности пассивного избирательного права, что актуально для регионов и муниципальных образований, в которых проживают коренные малочисленные народы <13>. Сегодня региональные особенности реализации на муниципальных выборах пассивного избирательного права ограничены, пожалуй, лишь вариативностью устанавливаемого возрастного ценза <14>.
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Немаловажный вопрос, который отдельные исследователи справедливо увязывают с изменениями в правовом регулировании организационных основ муниципальных выборов, - это источник финансирования кампании. Если муниципальные образования лишены возможности "формировать свои электоральные органы, то логичным следствием этого было бы финансирование выборов и референдумов не из местного, а из регионального бюджета" <10>. Актуальность данного вопроса подчеркивают изменения избирательного законодательства, принятые перед началом президентской кампании 2024 г. <11>. Если субъект Федерации имеет право выделять финансовые средства на содействие при подготовке федеральных выборов, включая выплаты членам избирательных комиссий, а также на информирование избирателей, то почему не предусмотреть такую возможность при проведении муниципальных выборов? Более того, если мы понимаем, что территориальные избирательные комиссии, которые императивно стали основным организационным звеном подготовки муниципальных выборов, - это государственные органы субъекта Федерации <12>, то постановка вопроса об обязанности финансирования муниципальных выборов из регионального бюджета начинает выглядеть вполне логично. В случае если бы подобный подход был принят, размеры, условия, направления регионального финансирования (софинансирования) муниципальных выборов могли бы стать предметом регулирования избирательного законодательства субъектов Федерации. Прямое участие средств регионального бюджета в организации муниципальных избирательных кампаний создало бы, в свою очередь, концептуальную базу для большего учета особенностей региона в законодательстве субъектов Федерации о муниципальных выборах. Таким образом, можно было бы найти больше места региональным особенностям в осуществлении избирательных процедур и реализации избирательных прав, в частности пассивного избирательного права, что актуально для регионов и муниципальных образований, в которых проживают коренные малочисленные народы <13>. Сегодня региональные особенности реализации на муниципальных выборах пассивного избирательного права ограничены, пожалуй, лишь вариативностью устанавливаемого возрастного ценза <14>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ