Изменения в НК 325-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в НК 325-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 214.10 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ"Доводы апеллянта о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку доход был получен административным ответчиком после 1 января 2021 года, судебной коллегией отклоняются. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения, предусмотренные статьей 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются в отношении доходов, полученных начиная с 1 января 2020 года."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, созданного собственником и переданного в уставный фонд ГУП, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/3/63269)Обращаем внимание, что положение абзаца десятого пункта 1 статьи 277 Кодекса введено Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при этом его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/3/63269)Обращаем внимание, что положение абзаца десятого пункта 1 статьи 277 Кодекса введено Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при этом его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Обратившись к истории данного вопроса, отметим, что с 2019 г. в России введен новый, альтернативный традиционному способ оплаты имущественных налогов физических лиц за 2018 г.: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. В связи с изложенным произошедшие изменения существенно дополнили действующее законодательство в части появления новых способов исполнения налоговой обязанности физическими лицами <5>. Это привело к появлению нового КБК для единого налогового платежа физического лица - 182 1 06 07000 01 1000 110. Таким образом, с 2018 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) появился новый термин - "единый налоговый платеж" (ст. 45.1 НК РФ, введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования") <6>. С 1 января 2019 г. начал свое непосредственное действие, а с 1 января 2020 г. вступили новые изменения в отношении НДФЛ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>).
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Обратившись к истории данного вопроса, отметим, что с 2019 г. в России введен новый, альтернативный традиционному способ оплаты имущественных налогов физических лиц за 2018 г.: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. В связи с изложенным произошедшие изменения существенно дополнили действующее законодательство в части появления новых способов исполнения налоговой обязанности физическими лицами <5>. Это привело к появлению нового КБК для единого налогового платежа физического лица - 182 1 06 07000 01 1000 110. Таким образом, с 2018 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) появился новый термин - "единый налоговый платеж" (ст. 45.1 НК РФ, введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования") <6>. С 1 января 2019 г. начал свое непосредственное действие, а с 1 января 2020 г. вступили новые изменения в отношении НДФЛ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Однако подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ с 1 января 2020 г. исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Однако подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ с 1 января 2020 г. исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Судебная коллегия также указала, что при рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции не было принято во внимание, что Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" п. 3 ст. 333.40 НК РФ дополнен абзацем пятым, которым предусмотрено, что при наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Судебная коллегия также указала, что при рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции не было принято во внимание, что Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" п. 3 ст. 333.40 НК РФ дополнен абзацем пятым, которым предусмотрено, что при наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 06.05.2025 N 03-03-05/45102)Обращаем внимание, что положение абзаца десятого пункта 1 статьи 277 Кодекса введено Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при этом его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
(Письмо Минфина России от 06.05.2025 N 03-03-05/45102)Обращаем внимание, что положение абзаца десятого пункта 1 статьи 277 Кодекса введено Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при этом его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Статья: Правовой режим налоговых льгот
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<7> В частности, в отношении налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых - п. 2.1 ст. 284.3-1, п. 6 ст. 342.3, п. 4 ст. 342.3-1, в отношении страховых взносов - п. 10 ст. 427 НК РФ. Объем получаемых льгот ограничивается объемом осуществленных капитальных вложений, причем для участников региональных инвестиционных проектов до 2020 г. подобного условия не было. В отношении ранее начатых проектов особенности действия этой нормы в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и НК РФ не закреплены.
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<7> В частности, в отношении налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых - п. 2.1 ст. 284.3-1, п. 6 ст. 342.3, п. 4 ст. 342.3-1, в отношении страховых взносов - п. 10 ст. 427 НК РФ. Объем получаемых льгот ограничивается объемом осуществленных капитальных вложений, причем для участников региональных инвестиционных проектов до 2020 г. подобного условия не было. В отношении ранее начатых проектов особенности действия этой нормы в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и НК РФ не закреплены.
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<7> Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 39. Ст. 5375.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)<7> Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 39. Ст. 5375.
Статья: Состав объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости имущества, и его правовая регламентация в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<23> Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.09.2019) // СЗ РФ. 2019. N 39. Ст. 5375.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<23> Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.09.2019) // СЗ РФ. 2019. N 39. Ст. 5375.
Статья: Прекращение действия института КГН с 2023 года
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Во-первых, договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), выходом организации из КГН (за исключением случаев, если организация перестает удовлетворять условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ) и с продлением срока действия договора о создании КГН, регистрации налоговыми органами не подлежат. Договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2018 году до дня вступления в силу Федерального закона N 302-ФЗ, считаются незарегистрированными. Налоговый орган в течение двух месяцев со дня вступления в силу указанного Закона, но не позднее 1 марта 2019 года уведомляет в произвольной форме ответственного участника данной группы о признании соответствующего договора незарегистрированным. Приведенные положения не применяются при регистрации налоговым органом изменений в договор о создании КГН в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Во-первых, договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), выходом организации из КГН (за исключением случаев, если организация перестает удовлетворять условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ) и с продлением срока действия договора о создании КГН, регистрации налоговыми органами не подлежат. Договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2018 году до дня вступления в силу Федерального закона N 302-ФЗ, считаются незарегистрированными. Налоговый орган в течение двух месяцев со дня вступления в силу указанного Закона, но не позднее 1 марта 2019 года уведомляет в произвольной форме ответственного участника данной группы о признании соответствующего договора незарегистрированным. Приведенные положения не применяются при регистрации налоговым органом изменений в договор о создании КГН в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Право залога в отношении имущества должника, появившееся у налоговых органов, было введено вступившим в силу в 2020 году и опубликованным 29 сентября 2019 года Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Право залога в отношении имущества должника, появившееся у налоговых органов, было введено вступившим в силу в 2020 году и опубликованным 29 сентября 2019 года Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Вопрос: Об НДФЛ при продаже доли в квартире, приобретенной с использованием средств материнского (семейного) капитала.
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 03-04-05/54793)В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения абзацев девятнадцатого - двадцать второго подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса распространяются на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2017 года.
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 03-04-05/54793)В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения абзацев девятнадцатого - двадцать второго подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса распространяются на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2017 года.
Статья: Каким образом граждане пытаются уйти от уплаты НДФЛ при продаже квартиры и к чему это приводит
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Налоговая база и договор дарения стали предметом рассмотрения судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции (Кассационное определение от 12 августа 2020 года N 88а-12322/2020). Договор дарения 3/4 долей в праве собственности на квартиру был заключен 16 февраля 2016 года, регистрация перехода права собственности произошла в 2017 году. Договором была определена стоимость передаваемого в дар имущества. Налог Ф.И.О.1 заплатила исходя из указанной стоимости. Но она была намного ниже кадастровой. Налоговый орган рассчитал налог исходя из кадастровой стоимости. Федеральным законом от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в отношении доходов, полученных с 1 января 2020 года, применяются положения части 6 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей императивные нормы о расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости передаваемого в порядке дарения имущества. Но Ф.И.О.1 получила доход до этой даты. Суд сделал вывод, несмотря на то, что нормы налогового законодательства, действовавшие в спорный период, и в частности главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", прямо не регулировали вопрос об определении налоговой базы при получении дохода в натуральной форме, исходя из кадастровой стоимости подаренного недвижимого имущества, при определении налоговой базы для расчета НДФЛ по имуществу, полученному в порядке дарения, необходимо исходить из положений пункта 3 статьи 54 НК РФ, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организации и (или) физических лиц сведений. У Ф.И.О.1 не получилось и уменьшить налоговую базу с учетом понижающего коэффициента. Данная норма (ранее - п. 5 статьи 217.1, сейчас - п. 3 ст. 214.10 НК РФ) не применяется к настоящему случаю, так как договор дарения является безвозмездной сделкой и не имеет цены. Поэтому сведения о стоимости объекта дарения, указанные в договоре, ничтожны и в любом случае не могут быть использованы, в том числе для определения дохода, являющегося объектом налогообложения. Положения же норм, указанных в скобках, являются исключением из общего правила определения дохода и применяются только к возмездным сделкам купли-продажи и исключительно в случае занижения в договоре цены объекта сделки по сравнению с кадастровой стоимостью.
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Налоговая база и договор дарения стали предметом рассмотрения судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции (Кассационное определение от 12 августа 2020 года N 88а-12322/2020). Договор дарения 3/4 долей в праве собственности на квартиру был заключен 16 февраля 2016 года, регистрация перехода права собственности произошла в 2017 году. Договором была определена стоимость передаваемого в дар имущества. Налог Ф.И.О.1 заплатила исходя из указанной стоимости. Но она была намного ниже кадастровой. Налоговый орган рассчитал налог исходя из кадастровой стоимости. Федеральным законом от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в отношении доходов, полученных с 1 января 2020 года, применяются положения части 6 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей императивные нормы о расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости передаваемого в порядке дарения имущества. Но Ф.И.О.1 получила доход до этой даты. Суд сделал вывод, несмотря на то, что нормы налогового законодательства, действовавшие в спорный период, и в частности главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", прямо не регулировали вопрос об определении налоговой базы при получении дохода в натуральной форме, исходя из кадастровой стоимости подаренного недвижимого имущества, при определении налоговой базы для расчета НДФЛ по имуществу, полученному в порядке дарения, необходимо исходить из положений пункта 3 статьи 54 НК РФ, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организации и (или) физических лиц сведений. У Ф.И.О.1 не получилось и уменьшить налоговую базу с учетом понижающего коэффициента. Данная норма (ранее - п. 5 статьи 217.1, сейчас - п. 3 ст. 214.10 НК РФ) не применяется к настоящему случаю, так как договор дарения является безвозмездной сделкой и не имеет цены. Поэтому сведения о стоимости объекта дарения, указанные в договоре, ничтожны и в любом случае не могут быть использованы, в том числе для определения дохода, являющегося объектом налогообложения. Положения же норм, указанных в скобках, являются исключением из общего правила определения дохода и применяются только к возмездным сделкам купли-продажи и исключительно в случае занижения в договоре цены объекта сделки по сравнению с кадастровой стоимостью.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)<4> Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)<4> Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Модификация правового статуса налогового агента: причины и последствия
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" конкретизировал обязанности налогового агента при перечислении им налога на доходы физических лиц: так, новая редакция п. 9 ст. 226 НК РФ, с одной стороны, сохраняет действующее ранее правило, запрещающее уплату налога за счет средств налоговых агентов, а с другой - устанавливает право взыскать налог налогоплательщика с налогового агента по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. Таким образом, законодатель воспринял указанную выше правовую позицию, закрепив на законодательном уровне обязанность налогового агента уплачивать налог за налогоплательщика, если налоговый агент допустил его неправомерное неудержание. Законодатель при этом не скорректировал баланс прав и обязанностей налогоплательщика и налогового агента, а фактически "умолчал" наличие у налогового агента прав по отношению к налогоплательщику в случае уплаты налоговым агентом налога за налогоплательщика. Это позволило ФНС России сделать вывод, что поскольку обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки при наличии на счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ), а п. 5 ст. 208 НК РФ предусматривает, что взысканные с налогового агента суммы не признаются доходом налогоплательщика, то отсутствуют основания для дальнейшего удержания налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов работника, с которым трудовые отношения не прекращены <19>. Таким образом, для государства имеет значение поступление налога в бюджет, а будет ли он уплачен налогоплательщиком или взыскан с налогового агента, уже не имеет существенного значения, что не просто делает налогового агента обязанным лицом, но уравнивает его с налогоплательщиком в обязанности по уплате налога.
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" конкретизировал обязанности налогового агента при перечислении им налога на доходы физических лиц: так, новая редакция п. 9 ст. 226 НК РФ, с одной стороны, сохраняет действующее ранее правило, запрещающее уплату налога за счет средств налоговых агентов, а с другой - устанавливает право взыскать налог налогоплательщика с налогового агента по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. Таким образом, законодатель воспринял указанную выше правовую позицию, закрепив на законодательном уровне обязанность налогового агента уплачивать налог за налогоплательщика, если налоговый агент допустил его неправомерное неудержание. Законодатель при этом не скорректировал баланс прав и обязанностей налогоплательщика и налогового агента, а фактически "умолчал" наличие у налогового агента прав по отношению к налогоплательщику в случае уплаты налоговым агентом налога за налогоплательщика. Это позволило ФНС России сделать вывод, что поскольку обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки при наличии на счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ), а п. 5 ст. 208 НК РФ предусматривает, что взысканные с налогового агента суммы не признаются доходом налогоплательщика, то отсутствуют основания для дальнейшего удержания налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов работника, с которым трудовые отношения не прекращены <19>. Таким образом, для государства имеет значение поступление налога в бюджет, а будет ли он уплачен налогоплательщиком или взыскан с налогового агента, уже не имеет существенного значения, что не просто делает налогового агента обязанным лицом, но уравнивает его с налогоплательщиком в обязанности по уплате налога.