Извещение юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Извещение юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 55 ГК РФ "Представительства и филиалы юридического лица"3.5.4.1. Если извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлено руководителю филиала, это может признаваться надлежащим извещением юрлица (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.4 "Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором" КоАП РФ"Системный анализ положений статей 25.4, 28.2 и 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что прокурор при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении обязан известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Аналогичная норма также применима к законному представителю юридического лица. Так, Верховный Суд РФ выявил нарушение требований законодательства, а именно ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, касающихся необходимости выяснения всех обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела, и необеспечение возможности защиты прав и законных интересов юридического лица, а также его непосредственного участия при составлении протокола об административном правонарушении, которое выразилось в том, что при рассмотрении дела не была проверена законность составления протокола об административном правонарушении и соблюдение при этом процессуальных требований. Несмотря на наличие в материалах дела бланка извещения юридического лица о необходимости явиться для составления протокола, отсутствовала отметка о получении данного извещения адресатом или о возвращении уведомления отправителю, а также отсутствовали другие доказательства об извещении законного представителя юридического лица. Верховный Суд РФ признал это существенным нарушением процессуальных норм, которое влияет на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу решений <6>.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Аналогичная норма также применима к законному представителю юридического лица. Так, Верховный Суд РФ выявил нарушение требований законодательства, а именно ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, касающихся необходимости выяснения всех обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела, и необеспечение возможности защиты прав и законных интересов юридического лица, а также его непосредственного участия при составлении протокола об административном правонарушении, которое выразилось в том, что при рассмотрении дела не была проверена законность составления протокола об административном правонарушении и соблюдение при этом процессуальных требований. Несмотря на наличие в материалах дела бланка извещения юридического лица о необходимости явиться для составления протокола, отсутствовала отметка о получении данного извещения адресатом или о возвращении уведомления отправителю, а также отсутствовали другие доказательства об извещении законного представителя юридического лица. Верховный Суд РФ признал это существенным нарушением процессуальных норм, которое влияет на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу решений <6>.
Статья: Виды нематериальных административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства
(Степин А.Б.)
("Администратор суда", 2020, N 2)В отличие от процессуальных способов защиты, процедурные административно-правовые способы более детализированы применительно к фактическим обстоятельствам, видам предпринимательской деятельности и государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Так, составление протокола об административном правонарушении без участия юридического лица или индивидуального предпринимателя при отсутствии доказательств надлежащего извещения о времени и месте его составления является основанием для реализации процедурных способов защиты, направленных на устранение допущенных нарушений <12>.
(Степин А.Б.)
("Администратор суда", 2020, N 2)В отличие от процессуальных способов защиты, процедурные административно-правовые способы более детализированы применительно к фактическим обстоятельствам, видам предпринимательской деятельности и государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Так, составление протокола об административном правонарушении без участия юридического лица или индивидуального предпринимателя при отсутствии доказательств надлежащего извещения о времени и месте его составления является основанием для реализации процедурных способов защиты, направленных на устранение допущенных нарушений <12>.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
(Извлечение)Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
(Извлечение)Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.