Эффективность налоговых льгот
Подборка наиболее важных документов по запросу Эффективность налоговых льгот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговая пауза и реформа льгот: Минфин обозначил планы до 2030 г.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Минфин готовит изменения для новых резидентов преференциальных режимов (таких как ОЭЗ). Законопроект, направленный на повышение эффективности налоговых льгот и стимулирование реальных инвестиций, планируется принять осенью с датой вступления в силу с 1 января 2026 г.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Минфин готовит изменения для новых резидентов преференциальных режимов (таких как ОЭЗ). Законопроект, направленный на повышение эффективности налоговых льгот и стимулирование реальных инвестиций, планируется принять осенью с датой вступления в силу с 1 января 2026 г.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Финансово-правовые средства привлечения инвестиций в обеспечение благополучия человека
(Белицкая А.В., Гуркин А.С.)
("Юрист", 2023, N 3)Важно отметить, что эффективность налоговых льгот распадается на бюджетную, экономическую и социальную эффективность, т.е. оценивается, увеличены ли налоговые поступления в результате предоставления налоговой льготы, стимулирует ли ее введение экономическое развитие, происходит ли по итогам снижение безработицы, рост заработной платы и проч. <20> аспекты, которые непосредственно сказываются на обеспечении благополучия человека. Так, при принятии государством решений о введении льгот, направленных на обеспечение такого благополучия, следует учитывать то, что социальные инвестиции носят долгосрочный характер и иногда не отличаются высокой прибыльностью, но при этом предполагают значимый социальный, репутационный или иной эффект как для государства, так и для инвестора по мере реализации или завершения проекта.
(Белицкая А.В., Гуркин А.С.)
("Юрист", 2023, N 3)Важно отметить, что эффективность налоговых льгот распадается на бюджетную, экономическую и социальную эффективность, т.е. оценивается, увеличены ли налоговые поступления в результате предоставления налоговой льготы, стимулирует ли ее введение экономическое развитие, происходит ли по итогам снижение безработицы, рост заработной платы и проч. <20> аспекты, которые непосредственно сказываются на обеспечении благополучия человека. Так, при принятии государством решений о введении льгот, направленных на обеспечение такого благополучия, следует учитывать то, что социальные инвестиции носят долгосрочный характер и иногда не отличаются высокой прибыльностью, но при этом предполагают значимый социальный, репутационный или иной эффект как для государства, так и для инвестора по мере реализации или завершения проекта.
Статья: Институт налоговых расходов бюджета в системе реализации социальных функций государства
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)<8> Письмо Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 23-05-07/29126 "Методические рекомендации по проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Методические рекомендации). URL: https://m.minfin.ru/ru/document/?id_38=122613-pismo_minfina_rossii_ot_28.04.2018_23-05-0729126_v_subekty_rf_o_dorabotke_perechnya_nalogovykh_lgot_nalogovykh_raskhodov_subekta_rossiiskoi_federatsii_i_provedenii_otsenkij (дата обращения: 15.06.2021).
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)<8> Письмо Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 23-05-07/29126 "Методические рекомендации по проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Методические рекомендации). URL: https://m.minfin.ru/ru/document/?id_38=122613-pismo_minfina_rossii_ot_28.04.2018_23-05-0729126_v_subekty_rf_o_dorabotke_perechnya_nalogovykh_lgot_nalogovykh_raskhodov_subekta_rossiiskoi_federatsii_i_provedenii_otsenkij (дата обращения: 15.06.2021).
Статья: Перспективы совершенствования финансово-правового регулирования региональной инвестиционной деятельности путем применения налогового стимулирования
(Сиротская Д.Е.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)- разработать и принять на федеральном уровне единую методику оценки эффективности налоговых льгот с целью контроля и учета информации, подтверждающей целесообразность ее применения с экономической, бюджетной и социальной эффективностью.
(Сиротская Д.Е.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)- разработать и принять на федеральном уровне единую методику оценки эффективности налоговых льгот с целью контроля и учета информации, подтверждающей целесообразность ее применения с экономической, бюджетной и социальной эффективностью.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ;
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)На наш взгляд, назрела необходимость проведения инвентаризации и мониторинга эффективности действующих налоговых льгот по налогу на землю, сократив их перечень, установленный на федеральном уровне, предоставив основные полномочия по их введению органам муниципальной власти и управления. При этом на федеральном уровне следовало бы оставить налоговые льготы стратегического характера, а также отдельные виды социальных льгот.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)На наш взгляд, назрела необходимость проведения инвентаризации и мониторинга эффективности действующих налоговых льгот по налогу на землю, сократив их перечень, установленный на федеральном уровне, предоставив основные полномочия по их введению органам муниципальной власти и управления. При этом на федеральном уровне следовало бы оставить налоговые льготы стратегического характера, а также отдельные виды социальных льгот.
Статья: Налоговые льготы в Российской Федерации: проблемы и недостатки
(Тимофеев С.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<4> Майбуров И.А. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот // Общество и экономика. 2017. N 4. С. 71.
(Тимофеев С.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<4> Майбуров И.А. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот // Общество и экономика. 2017. N 4. С. 71.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Возвращаясь к фискальным полномочиям разных уровней власти, нужно констатировать, что важнейшие информационные ресурсы, касающиеся сферы налогов и сборов, сосредоточены у Федеральной налоговой службы, и у органов власти субъектов РФ к ним просто нет доступа. Так, для принятия решений о выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета требуется анализ эффективности налоговых льгот по субъектам РФ. Чтобы субъекты РФ смогли получить информацию из налоговых органов, необходимую для формирования отчетности по "налоговым расходам", потребовалось принятие специального федерального закона <1>. Традиционно данный Закон скорее ориентирован на обеспечение интересов федерального центра, чем на обеспечение интересов субъектов РФ. Субъекты Федерации не могут полноценно воспользоваться этой информацией и провести собственный анализ, в том числе с использованием цифровых технологий.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Возвращаясь к фискальным полномочиям разных уровней власти, нужно констатировать, что важнейшие информационные ресурсы, касающиеся сферы налогов и сборов, сосредоточены у Федеральной налоговой службы, и у органов власти субъектов РФ к ним просто нет доступа. Так, для принятия решений о выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета требуется анализ эффективности налоговых льгот по субъектам РФ. Чтобы субъекты РФ смогли получить информацию из налоговых органов, необходимую для формирования отчетности по "налоговым расходам", потребовалось принятие специального федерального закона <1>. Традиционно данный Закон скорее ориентирован на обеспечение интересов федерального центра, чем на обеспечение интересов субъектов РФ. Субъекты Федерации не могут полноценно воспользоваться этой информацией и провести собственный анализ, в том числе с использованием цифровых технологий.
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)- разработку и утверждение единой методологии оценки эффективности налоговых льгот регионального значения.
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)- разработку и утверждение единой методологии оценки эффективности налоговых льгот регионального значения.
Статья: Правовые средства реализации функций налогов на современном этапе
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Чаще всего реализация данной функции связывается с установлением налоговых льгот, которые по общему правилу относятся к факультативным элементам налога. Налоговые льготы требуют оценки их эффективности, которая отталкивается в том числе и от того, насколько успешно выполняется цель установления такой льготы <20>. Однако практика последних лет показывает, что не все цели налоговых льгот очевидны и не всегда можно с достоверностью опереться на пояснительные записки к проектам федеральных законов <21>. Данные обстоятельства не только не способствуют формированию понятного правового регулирования, но и создают риски для налогоплательщика и государства. Как правило, эффективность налоговых льгот оценивается с точки зрения государства, однако не менее важна такая оценка и со стороны лиц, на регулирование поведения которых она направлена, поскольку наличие высоких рисков признания неправомерности использования налоговой льготы приводит к отказу от ее использования, а значит - при множественности льгот поставленные цели могут не только не достигаться, но даже, напротив, отодвигаться, поскольку риски неопределенности, возложенные на налогоплательщиков, которые такими льготами воспользовались, могут приводить к их банкротству, а значит, не к приумножению количества субъектов, занимающихся, например, вложениями в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а к их уменьшению <22>.
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Чаще всего реализация данной функции связывается с установлением налоговых льгот, которые по общему правилу относятся к факультативным элементам налога. Налоговые льготы требуют оценки их эффективности, которая отталкивается в том числе и от того, насколько успешно выполняется цель установления такой льготы <20>. Однако практика последних лет показывает, что не все цели налоговых льгот очевидны и не всегда можно с достоверностью опереться на пояснительные записки к проектам федеральных законов <21>. Данные обстоятельства не только не способствуют формированию понятного правового регулирования, но и создают риски для налогоплательщика и государства. Как правило, эффективность налоговых льгот оценивается с точки зрения государства, однако не менее важна такая оценка и со стороны лиц, на регулирование поведения которых она направлена, поскольку наличие высоких рисков признания неправомерности использования налоговой льготы приводит к отказу от ее использования, а значит - при множественности льгот поставленные цели могут не только не достигаться, но даже, напротив, отодвигаться, поскольку риски неопределенности, возложенные на налогоплательщиков, которые такими льготами воспользовались, могут приводить к их банкротству, а значит, не к приумножению количества субъектов, занимающихся, например, вложениями в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а к их уменьшению <22>.
Статья: Становление и развитие системы оценки налоговых расходов
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Отдельные исследования из новой области поведенческой экономики свидетельствуют о том, что предоставление налоговых льгот может быть более эффективным в побуждении людей и экономических субъектов изменить свое поведение, чем предоставление эквивалентных прямых выплат. Тем самым это повысит их экономическую активность и обеспечит вклад в достижение целей социально-экономической политики государства [1].
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Отдельные исследования из новой области поведенческой экономики свидетельствуют о том, что предоставление налоговых льгот может быть более эффективным в побуждении людей и экономических субъектов изменить свое поведение, чем предоставление эквивалентных прямых выплат. Тем самым это повысит их экономическую активность и обеспечит вклад в достижение целей социально-экономической политики государства [1].