Экологические мероприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологические мероприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в энергетике: Организация (ИП) - потребитель электроэнергии, тепловой энергии, газа и др. оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка ограничения (прекращения) режима их потребления
(КонсультантПлюс, 2025)не установлена вина Организации в невыполнении мероприятий по обеспечению готовности к ограничению режима потребления энергии и предотвращению экономических, экологических или социальных последствий (мероприятия не выполнены, т.к. их выполнение привело бы к нарушению прав неопределенного круга лиц и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)не установлена вина Организации в невыполнении мероприятий по обеспечению готовности к ограничению режима потребления энергии и предотвращению экономических, экологических или социальных последствий (мероприятия не выполнены, т.к. их выполнение привело бы к нарушению прав неопределенного круга лиц и т.п.)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В проверяемый период ответчик не осуществлял реализацию программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды. Превышение нормативов допустимых сбросов, предусмотренных разрешением, в данный период не допущено.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В проверяемый период ответчик не осуществлял реализацию программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды. Превышение нормативов допустимых сбросов, предусмотренных разрешением, в данный период не допущено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какую экологическую документацию необходимо иметь на предприятии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. План мероприятий по охране окружающей среды, программа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. План мероприятий по охране окружающей среды, программа
Готовое решение: Как рассчитать плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
(КонсультантПлюс, 2025)Кво - коэффициент, равный 0,5, применяемый организациями, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, к сбросам загрязняющих веществ, для которых не устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием таких систем водоотведения. Коэффициент не применяется в период, когда эти организации реализуют программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды (п. 6.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 27 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Кво - коэффициент, равный 0,5, применяемый организациями, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, к сбросам загрязняющих веществ, для которых не устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием таких систем водоотведения. Коэффициент не применяется в период, когда эти организации реализуют программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды (п. 6.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 27 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности
Готовое решение: Как рассчитать плату за НВОС при сбросах или выбросах сверх лимита
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на период реализации программ повышения экологической эффективности (планов мероприятий по охране окружающей среды) не применяют коэффициент Кпр ко всей массе сбросов, кроме сбросов в пределах технологических нормативов (он принимается равным 1). В ряде случаев эти же организации в иные периоды используют коэффициент Кво, равный 0,5.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на период реализации программ повышения экологической эффективности (планов мероприятий по охране окружающей среды) не применяют коэффициент Кпр ко всей массе сбросов, кроме сбросов в пределах технологических нормативов (он принимается равным 1). В ряде случаев эти же организации в иные периоды используют коэффициент Кво, равный 0,5.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Порядок проведения федерального экологического контроля (надзора) предусмотрен Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1096 <1>, и устанавливает: предмет федерального контроля (надзора); орган, его осуществляющий (Росприроднадзор) (кроме объектов, в отношении которых проводит контроль (надзор) ФСБ России); перечень должностных лиц Росприроднадзора, уполномоченных осуществлять контрольную (надзорную) деятельность, а также принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; перечень объектов государственного экологического контроля (надзора); порядок учета объектов контроля; систему оценки и управления рисками при проведении государственного экологического контроля (надзора); категории риска и особенности отнесения к ним объектов государственного экологического контроля (надзора).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Порядок проведения федерального экологического контроля (надзора) предусмотрен Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1096 <1>, и устанавливает: предмет федерального контроля (надзора); орган, его осуществляющий (Росприроднадзор) (кроме объектов, в отношении которых проводит контроль (надзор) ФСБ России); перечень должностных лиц Росприроднадзора, уполномоченных осуществлять контрольную (надзорную) деятельность, а также принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; перечень объектов государственного экологического контроля (надзора); порядок учета объектов контроля; систему оценки и управления рисками при проведении государственного экологического контроля (надзора); категории риска и особенности отнесения к ним объектов государственного экологического контроля (надзора).
Готовое решение: Плата за негативное воздействие на окружающую среду при сверхнормативных сбросах и выбросах
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на период программ повышения экологической эффективности (планов мероприятий по охране окружающей среды) ко всей массе сбросов (кроме сбросов в пределах технологических нормативов) коэффициент Кпр не применяют (он принимается равным 1). В ряде случаев эти же организации в иные периоды используют коэффициент Кво, равный 0,5.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на период программ повышения экологической эффективности (планов мероприятий по охране окружающей среды) ко всей массе сбросов (кроме сбросов в пределах технологических нормативов) коэффициент Кпр не применяют (он принимается равным 1). В ряде случаев эти же организации в иные периоды используют коэффициент Кво, равный 0,5.
Статья: Налоговые аспекты возмещения вреда окружающей среде
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Вместе с тем, несмотря на многолетнюю практику, связанную с возмещением вреда окружающей среде, ключевые вопросы до сих пор не получили своего надлежащего правового разрешения. Так, даже приведенный выше перечень норм подвергается обсуждению и дискуссии, не говоря уже о ключевых категориях и понятиях <6>, что, безусловно, негативно сказывается как на определенности условий экономической деятельности, так и на повышении экологической безопасности, эффективности мер экологических мероприятий и оптимальности мероприятий по восстановлению природы после техногенных аварий.
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Вместе с тем, несмотря на многолетнюю практику, связанную с возмещением вреда окружающей среде, ключевые вопросы до сих пор не получили своего надлежащего правового разрешения. Так, даже приведенный выше перечень норм подвергается обсуждению и дискуссии, не говоря уже о ключевых категориях и понятиях <6>, что, безусловно, негативно сказывается как на определенности условий экономической деятельности, так и на повышении экологической безопасности, эффективности мер экологических мероприятий и оптимальности мероприятий по восстановлению природы после техногенных аварий.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В свою очередь, под направлением рекультивации нарушенных земель и земельных участков следует понимать комплекс мероприятий, технических, инженерных, агрономических, экологических или иных решений и приемов, разрабатываемых в целях рекультивации земель и земельных участков для каждого конкретного случая с учетом выбранного направления рекультивации (ГОСТ Р 59070-2020).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В свою очередь, под направлением рекультивации нарушенных земель и земельных участков следует понимать комплекс мероприятий, технических, инженерных, агрономических, экологических или иных решений и приемов, разрабатываемых в целях рекультивации земель и земельных участков для каждого конкретного случая с учетом выбранного направления рекультивации (ГОСТ Р 59070-2020).
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)С учетом того, что неналоговые платежи выполняют административную функцию, представляется необходимым повышение качества учета как самих неналоговых поступлений, так и иных составляющих, находящихся во взаимосвязи с этими платежами. С помощью анализа различной статистики в сфере административных правонарушений, начиная от численности в контрольно-надзорных органах, непосредственно применимых мер воздействия и заканчивая их исполнением, в том числе поступлением штрафных санкций, можно делать выводы об эффективности исполнения контрольно-надзорных функций и полномочий администраторов доходов. При принятии решений об изменении формы государственного предприятия необходимо четко представлять, какой эффект получит государственная казна. В связи с этим требуется прогноз уровня доходов, а также расходов и сопоставление их с существующими в настоящее время показателями. При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду оценить эффективность составляющей, на которую была снижена данная плата в результате проведенных мероприятий по охране окружающей среды, возможно не только исходя из заявленной стоимости этих мероприятий, но и с помощью оценки эффекта, который экологические мероприятия произвели на субъект, в котором находится предприятие (увеличение продолжительности жизни, улучшение качества воздуха, воды, воспроизводство лесного фонда, повышение количества рожденных здоровых детей и т.д.).
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)С учетом того, что неналоговые платежи выполняют административную функцию, представляется необходимым повышение качества учета как самих неналоговых поступлений, так и иных составляющих, находящихся во взаимосвязи с этими платежами. С помощью анализа различной статистики в сфере административных правонарушений, начиная от численности в контрольно-надзорных органах, непосредственно применимых мер воздействия и заканчивая их исполнением, в том числе поступлением штрафных санкций, можно делать выводы об эффективности исполнения контрольно-надзорных функций и полномочий администраторов доходов. При принятии решений об изменении формы государственного предприятия необходимо четко представлять, какой эффект получит государственная казна. В связи с этим требуется прогноз уровня доходов, а также расходов и сопоставление их с существующими в настоящее время показателями. При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду оценить эффективность составляющей, на которую была снижена данная плата в результате проведенных мероприятий по охране окружающей среды, возможно не только исходя из заявленной стоимости этих мероприятий, но и с помощью оценки эффекта, который экологические мероприятия произвели на субъект, в котором находится предприятие (увеличение продолжительности жизни, улучшение качества воздуха, воды, воспроизводство лесного фонда, повышение количества рожденных здоровых детей и т.д.).
Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Достаточно распространенным является нецелевое использование бюджетных денежных средств в форме субсидий (грантов), получаемых СОНКО на безвозмездной и безвозвратной основе. Так, средства субсидии, предоставленные для реализации экологической программы, были израсходованы СОНКО на аренду офисного помещения, находящегося в жилом домовладении, где офисы отсутствуют, и аренду легкового автомобиля с экипажем, который использовался для поездок в населенные пункты, где никакие экологические мероприятия не проводились <19>. В другом случае средства гранта были направлены на оплату труда руководителя СОНКО; на оплату работ по договорам подряда, подрядчиками по которым выступили президент, член коллегиального органа управления, главный бухгалтер СОНКО-заказчика (при этом в договорах не определялись ни предмет, ни иные существенные условия); на реализацию различных мероприятий, документальные доказательства проведения которых отсутствовали <20>. Субсидия на проведение творческого фестиваля народной культуры была фактически использована СОНКО на создание и продвижение интернет-магазина <21>. Полученные из федерального бюджета средства на осуществление деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах были израсходованы СОНКО на оплату юридических услуг, лизинга, парковки, почтовых услуг, страховых полисов ОСАГО, транспортного налога и налога на имущество, покупку автомобилей, аренду теплохода с экипажем и питанием и т.п. <22> Кроме того, получающие финансовую поддержку СОНКО не всегда представляют отчетные документы, подтверждающих направления использования денежных средств, что фактически означает их нецелевое расходование <23>.
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Достаточно распространенным является нецелевое использование бюджетных денежных средств в форме субсидий (грантов), получаемых СОНКО на безвозмездной и безвозвратной основе. Так, средства субсидии, предоставленные для реализации экологической программы, были израсходованы СОНКО на аренду офисного помещения, находящегося в жилом домовладении, где офисы отсутствуют, и аренду легкового автомобиля с экипажем, который использовался для поездок в населенные пункты, где никакие экологические мероприятия не проводились <19>. В другом случае средства гранта были направлены на оплату труда руководителя СОНКО; на оплату работ по договорам подряда, подрядчиками по которым выступили президент, член коллегиального органа управления, главный бухгалтер СОНКО-заказчика (при этом в договорах не определялись ни предмет, ни иные существенные условия); на реализацию различных мероприятий, документальные доказательства проведения которых отсутствовали <20>. Субсидия на проведение творческого фестиваля народной культуры была фактически использована СОНКО на создание и продвижение интернет-магазина <21>. Полученные из федерального бюджета средства на осуществление деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах были израсходованы СОНКО на оплату юридических услуг, лизинга, парковки, почтовых услуг, страховых полисов ОСАГО, транспортного налога и налога на имущество, покупку автомобилей, аренду теплохода с экипажем и питанием и т.п. <22> Кроме того, получающие финансовую поддержку СОНКО не всегда представляют отчетные документы, подтверждающих направления использования денежных средств, что фактически означает их нецелевое расходование <23>.
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы реализуете программы повышения экологической эффективности или планы мероприятий по охране окружающей среды, применяйте Кво, равный 1, ко всем сбросам (за исключением сбросов, не превышающих ТН). В этом случае коэффициенты Квр и Кпр не применяются (п. 6.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды);
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы реализуете программы повышения экологической эффективности или планы мероприятий по охране окружающей среды, применяйте Кво, равный 1, ко всем сбросам (за исключением сбросов, не превышающих ТН). В этом случае коэффициенты Квр и Кпр не применяются (п. 6.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды);