Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 95 "Экспертиза" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках выездной налоговой проверки налоговый инспектор назначил почерковедческую экспертизу подписей на документах контрагентов налогоплательщика ввиду подписания документов неустановленными лицами и визуального несоответствия подписей на представленных первичных документах. Общество, ссылаясь на отсутствие у данного должностного лица (налогового инспектора другой инспекции, в которой общество не состояло на учете) соответствующих полномочий, обратилось с заявлением о признании незаконным постановления о назначении почерковедческой экспертизы. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что налоговые органы РФ - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а оспариваемое постановление, с которым общество было ознакомлено, вынесено уполномоченным на то должностным лицом и содержит основания для назначения экспертизы, в связи с чем является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы общества. Суд также отметил, что решением заместителя руководителя налогового органа инспектор был включен в состав проводящих проверку должностных лиц.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В рамках выездной налоговой проверки налоговый инспектор назначил почерковедческую экспертизу подписей на документах контрагентов налогоплательщика ввиду подписания документов неустановленными лицами и визуального несоответствия подписей на представленных первичных документах. Общество, ссылаясь на отсутствие у данного должностного лица (налогового инспектора другой инспекции, в которой общество не состояло на учете) соответствующих полномочий, обратилось с заявлением о признании незаконным постановления о назначении почерковедческой экспертизы. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что налоговые органы РФ - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а оспариваемое постановление, с которым общество было ознакомлено, вынесено уполномоченным на то должностным лицом и содержит основания для назначения экспертизы, в связи с чем является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы общества. Суд также отметил, что решением заместителя руководителя налогового органа инспектор был включен в состав проводящих проверку должностных лиц.
Апелляционное определение Московского городского суда от 07.11.2023 по делу N 33а-6619/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконными действий по производству выемки и изъятию трудовых книжек.
Обстоятельства: Истцы являются работниками ООО. В рамках выездной налоговой проверки произведена выемка документов и предметов, изъяты трудовые книжки. Трудовые книжки истцов не возвращены, чем нарушены их трудовые права.
Решение: Отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая положения ст. ст. 89, 90 - 97 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку налоговый орган в рамках выездной налоговой проверки вправе проводить выемку документов и предметов у налогоплательщика, его контрагентов, иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика; действующим законодательством в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не исключается проведение необходимой правовой экспертизы изъятых документов для целей уяснения их непосредственного отношения к проверке; привлечение экспертов и назначение экспертизы документов, выбор комплекса мероприятий налогового контроля является правом налогового органа; процедура и порядок производства выемки документов, установленные статьями 89 и 94 Налогового кодекса Российской Федерации, сотрудниками налогового органа соблюдены.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконными действий по производству выемки и изъятию трудовых книжек.
Обстоятельства: Истцы являются работниками ООО. В рамках выездной налоговой проверки произведена выемка документов и предметов, изъяты трудовые книжки. Трудовые книжки истцов не возвращены, чем нарушены их трудовые права.
Решение: Отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая положения ст. ст. 89, 90 - 97 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку налоговый орган в рамках выездной налоговой проверки вправе проводить выемку документов и предметов у налогоплательщика, его контрагентов, иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика; действующим законодательством в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не исключается проведение необходимой правовой экспертизы изъятых документов для целей уяснения их непосредственного отношения к проверке; привлечение экспертов и назначение экспертизы документов, выбор комплекса мероприятий налогового контроля является правом налогового органа; процедура и порядок производства выемки документов, установленные статьями 89 и 94 Налогового кодекса Российской Федерации, сотрудниками налогового органа соблюдены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам10.8.2. НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за апрель - май 2020 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 7)Если в отношении объекта недвижимости не была установлена кадастровая стоимость, то при получении его в дар сумма НДФЛ должна определяться по инвентаризационной стоимости, а не на основании оценочной экспертизы, назначенной в рамках выездной налоговой проверки. Обязанность устанавливать рыночную стоимость и учитывать ее в качестве облагаемого дохода в такой ситуации налоговым законодательством не предусмотрена.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 7)Если в отношении объекта недвижимости не была установлена кадастровая стоимость, то при получении его в дар сумма НДФЛ должна определяться по инвентаризационной стоимости, а не на основании оценочной экспертизы, назначенной в рамках выездной налоговой проверки. Обязанность устанавливать рыночную стоимость и учитывать ее в качестве облагаемого дохода в такой ситуации налоговым законодательством не предусмотрена.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@
(ред. от 09.01.2023)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<9> Заполняется в случае назначения экспертизы при проведении выездной налоговой проверки, в том числе при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках рассмотрения материалов такой проверки.
(ред. от 09.01.2023)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<9> Заполняется в случае назначения экспертизы при проведении выездной налоговой проверки, в том числе при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках рассмотрения материалов такой проверки.
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103 Налогового кодекса Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 500-О и от 29.09.2022 N 2575-О). Необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере предполагает возможность проверки, в том числе судебной, законности и обоснованности соответствующих решений, принимаемых в ходе налогового контроля, - о проведении встречных проверок, истребовании документов, назначении экспертиз и т.д., которой и воспользовался заявитель жалобы.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103 Налогового кодекса Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 500-О и от 29.09.2022 N 2575-О). Необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере предполагает возможность проверки, в том числе судебной, законности и обоснованности соответствующих решений, принимаемых в ходе налогового контроля, - о проведении встречных проверок, истребовании документов, назначении экспертиз и т.д., которой и воспользовался заявитель жалобы.