Электронное письмо как доказательство

Подборка наиболее важных документов по запросу Электронное письмо как доказательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 299 "Содержание апелляционных жалобы, представления" КАС РФ"По смыслу указанных разъяснений отчет об отправлении письма по электронной почте надлежит рассматривать в качестве доказательства направления копии апелляционной жалобы по смыслу части 6 статьи 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Электронная переписка с помощью различных современных средств связи как доказательство в цивилистическом процессе
(Дубровина А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)
Стороны полагаются на электронное письмо для доказательства направления юридически значимой информации, а также подтверждения конкретных обстоятельств дела. Хотя электронное письмо или сообщение часто является ключевым доказательством по делу, суды в большей степени случаев не принимают его в качестве доказательства, ссылаясь на недопустимую форму представления, и, соответственно, не учитывают информацию из предоставленных сообщений и писем при вынесении решения. В противовес этому использование электронных доказательств в гражданском судопроизводстве все же является перспективным направлением развития доказательств и систем доказательств, и его использование в судебной практике увеличивается.
Статья: Цифровые доказательства в процессе Международного суда
(Шинкарецкая Г.Г.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 1)
Опыт Международного суда ООН - старейшего из существующих международных судов крайне важен для развития международной судебной процедуры. Одним из важных элементов является практика сбора и использования доказательств (свидетельств), которые служат основой для принятия Судом решения. Проблемой последних лет стала проблема использования цифровых (электронных) доказательств, в качестве которых может выступать любой материал, существующий или передаваемый в форме цифр. Его источником может быть компьютерный диск, стационарный или мобильный, USB-накопитель, айфон или смартфон, сеть Интернет. Цифровое доказательство может иметь и графическую форму в виде компьютерного файла или электронного письма. Источником доказательств могут быть и данные, получаемые со спутников в результате дистанционного зондирования Земли. Норм обычного международного права, касающихся электронных доказательств, не существует. Логично предположить, что соответствующее регулирование принимается каждым международным судом отдельно для себя самого в виде его внутреннего права или принятой практики. В Статуте и Регламенте Международного суда нет норм, прямо регулирующих обращение с цифровыми доказательствами. Главная задача, которая ставится перед Судом - подобрать такие данные, которые бы позволили ему принять эффективное и справедливое решение, соответствующее международному праву. Поскольку цифровая информация может находиться в сети Интернет, а потому быть доступной каждому, такая информация может быть отнесена к общедоступной, а потому обращающейся свободно. Есть опасения, что ее использование может сделать судебное разбирательство неопределенным. По нашему мнению, для цифровых данных должны соблюдаться те же условия обращения, что и с доказательствами в другой форме: установленные сроки, оформление копий и т.д. Окончательное слово о пригодности представляемых цифровых доказательств принимает Суд, учитывая четкость изображения и информации, достоверность источников и т.п.

Нормативные акты

Решение Свердловского УФАС России от 28.12.2023 по делу N 066/05/18-3381/2023
Нарушение: ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.
Исходя из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 15 ПП ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточно для его идентификации и подтверждении волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя, АО "АА" отмечает, что согласие от пользователя, указавшего адрес электронной почты "3", было получено в ходе регистрации посредством принятия условий "Лицензионного соглашения", а также "Политики обработки персональных данных". Тот факт, что рекламное письмо, предназначенное зарегистрированному пользователю, фактически поступило на электронную почту <...>, не является доказательством вины АО "АА", так как АО "АА" не располагает базой данных о владельцах адресов электронной почты. При этом, принимая во внимание возможность Заявителя обратиться с сообщением о незаконном завладении адреса электронной почты в АО "АА" после получения письма "об успешном прохождении регистрации", а также после получения "информационного письма", учитывая при этом Претензию N 20230901_001 от 04.09.2023 в адрес АО "АА", данные действия заявителя выглядят неправомерно. Дополнительно сообщено, что в связи с давностью произошедшего АО "АА" не может предоставить log-файлы регистрации пользователя в силу аппаратных особенностей работы Программы.
Решение Московского УФАС России от 04.12.2023 по делу N 077/05/18-14854/2023
Нарушение: ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.
Решение: Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).
Дело N 077/05/18-14854/2023 возбуждено в отношении ЧОУ ДПО "Р" на основании заявления физического лица и материалов по факту распространения 2023-58149 2 на адрес электронной почты <...> посредством e-mail-сообщения рекламы следующего содержания: "Поздравляем педагогов с новым учебным годом! Дарим скидку 50% на все программы, связанные с вашей профессиональной деятельностью <...> Смотреть программы...", поступившей 04.09.2023 в 08:33 от отправителя "Академия "Р" (адрес электронной почты portal@raobe.ru). Поступление указанной рекламы на на адрес электронной почты <...> подтверждается скриншотом и выгрузкой электронного письма, представленными заявителем. Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В настоящем случае спорное электронное письмо направлено на привлечение внимания к программам дополнительного профессионального образования, реализуемым ЧОУ ДПО "Региональная Академия Делового Образования" (ЧОУ ДПО "Р").