Эпизоотический очаг

Подборка наиболее важных документов по запросу Эпизоотический очаг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с привлечением к ответственности за административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10 КоАП РФ): Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных
(КонсультантПлюс, 2024)
Уполномоченный орган (Россельхознадзор, департамент ветеринарии, департамент сельского хозяйства и др.) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ за нарушение правил карантина животных (например, наличие продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил, отсутствие контроля утилизации биоотходов, превышение температуры хранения продукции, нарушение порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) и др.), правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных (например, невыполнение мероприятий по обеззараживанию против возбудителя опасной болезни в эпизоотическом очаге, невыделение необходимого количества людей, транспорта, моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для ликвидации эпизоотического очага, и др.).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Гражданско-правовая квалификация явлений, связанных с поведением животных: проблемы правоприменения
(Филиппова С.Ю.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 5)
Указанную проблему весьма ярко иллюстрирует следующее дело. В одном из рассмотренных судом дел залогодатель обратился в Арбитражный суд с иском к администрации области о признании незаконным отказа администрации в выплате истцу возмещения, предоставляемого взамен изъятого заложенного имущества. Как было установлено судом, на территории населенного пункта была обнаружена эпизоотия африканской чумы свиней, в связи с чем населенный пункт был объявлен эпизоотическим очагом, был установлен карантин по африканской чуме свиней и создана специальная комиссия для осуществления отчуждения животных на территории организации залогодателя - ООО "Борисовское". Согласно актам, было произведено отчуждение свиней в количестве 18 455 голов, из которых 9 742 головы в соответствии с заключенными договорами залога находились в залоге у банка как товары в обороте. Приказом Департамента ветеринарии администрации области утверждена средняя цена реализации живого веса свиней для определения размера компенсационных выплат из областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения свиней при ликвидации очага африканской чумы свиней: 150 руб. за 1 кг живого веса свиней до 45 кг включительно; 110 руб. за 1 кг живого веса свиней свыше 45 кг. Залогодержатель обратился в Администрацию с заявлением о выплате компенсации, рассчитав ее в соответствии с данным приказом, однако в выплате возмещения ему было отказано. Суд отказал в иске, поскольку залогодержатель не обладает правом требования выплаты стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета субъекта РФ непосредственно от государства, такое право первостепенно закреплено за собственником <36>.
Статья: Проблема правовой неопределенности в случаях применения реквизиции в целях ликвидации очагов распространения инфекционных заболеваний
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2022, N 2)
Во-первых, событие чрезвычайного характера, в результате которого компетентные органы власти вправе принять решение о реквизиции необходимого имущества <4>. В то же время правоприменительной практикой сформулирован тезис о том, что факт гибели или уничтожения имущества непосредственно в результате стихийного бедствия не дает права на компенсацию собственникам погибшего имущества <5>. В конкретном решении суда, на основе которого сформулирован изложенный тезис, речь идет о сносе жилого дома, пришедшего в аварийное состояние в результате стихийного бедствия. Причем в этом и иных подобных делах суды утверждают, что принудительное изъятие имущества у собственника по ст. 242 ГК РФ производится исключительно ради последующего использования этого имущества в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Таким образом, случаи изъятия жилых домов, подлежащих сносу, равно как и изъятие инфицированных животных, не является основанием реквизиции и не дает собственнику права на выплату компенсации в связи с принудительным изъятием имущества. К подобным выводам суды приходят достаточно часто. В частности, в одном деле собственнику было отказано в выплате компенсации в случае уничтожения ветеринарным специалистом поголовья птиц по просьбе самого собственника. Из решения суда следовало, что присутствие ветеринарных специалистов при проведении истцом мероприятий по уничтожению в эпизоотическом очаге всех животных обусловлено обязанностью осуществления контроля указанных мероприятий, возложенной на них законодательством о ветеринарии. Факт изъятия больных животных именно для государственных нужд судом не признан <6>. В другом деле собственник частично уничтожил зараженных животных самостоятельно, а другая часть была уничтожена при содействии привлеченных специалистов службы ветеринарного надзора. Суд признал у собственника права на компенсацию стоимости животных, уничтоженных специалистами ветеринарной службы. В выплате компенсации в части возмещения стоимости животных, уничтоженных собственником самостоятельно, истцу отказано <7>.

Нормативные акты

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.08.2021 N 105
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Формирование, ведение и использование базы данных о случаях обнаружения и распространения на территориях государств - членов Евразийского экономического союза заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и (или) товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах"
(вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Формирование, ведение и использование базы данных о случаях обнаружения и распространения на территориях государств - членов Евразийского экономического союза заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и (или) товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Формирование, ведение и использование базы данных о случаях обнаружения и распространения на территориях государств - членов Евразийского экономического союза заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и (или) товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Формирование, ведение и использование базы данных о случаях обнаружения и распространения на территориях государств - членов Евразийского экономического союза заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и (или) товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах", "Порядком присоединения к общему процессу "Формирование, ведение и использование базы данных о случаях обнаружения и распространения на территориях государств - членов Евразийского экономического союза заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и (или) товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах")
Процедура "Уведомление об обнаружении эпизоотического очага