К какой ветви государственной власти относятся органы местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу К какой ветви государственной власти относятся органы местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Задачи судопроизводства в арбитражных судах" АПК РФ"Вместе с тем, по смыслу нормативных положений статьи 2 АПК РФ правосудие не может подменять собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе в случаях, когда на такие органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений в рамках установленной процедуры. Иное означало бы подмену судом своими действиями деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, что противоречит принципу разделения власти и самостоятельности ветвей власти (статья 10 Конституции Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие принципы определяют конституционный строй в Российской Федерации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Они формируются гражданами для решения вопросов местного значения и обладают обширными полномочиями: разработка и утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, организация проведения местных референдумов и выборов, охрана общественного порядка, организация социально-бытового обслуживания населения и др. (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). По мнению С.А. Авакьян, "установленное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти следует понимать лишь в одном плане - в интересах обеспечения самостоятельности местного самоуправления. Однако без помощи государства местное самоуправление не в состоянии справиться со своими задачами" (Авакьян С.А. Конституционное право России: учебное пособие: в 2 т. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. Т. 2. С. 865 - 867).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Они формируются гражданами для решения вопросов местного значения и обладают обширными полномочиями: разработка и утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, организация проведения местных референдумов и выборов, охрана общественного порядка, организация социально-бытового обслуживания населения и др. (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). По мнению С.А. Авакьян, "установленное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти следует понимать лишь в одном плане - в интересах обеспечения самостоятельности местного самоуправления. Однако без помощи государства местное самоуправление не в состоянии справиться со своими задачами" (Авакьян С.А. Конституционное право России: учебное пособие: в 2 т. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. Т. 2. С. 865 - 867).
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)По мнению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации профессора В.Д. Зорькина, к числу недостатков действующей Конституции Российской Федерации можно отнести "отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточную четкость в распределении полномочий между Президентом и Правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры, противопоставление органов местного самоуправления органам государственной власти" и ряд других <8>.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)По мнению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации профессора В.Д. Зорькина, к числу недостатков действующей Конституции Российской Федерации можно отнести "отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточную четкость в распределении полномочий между Президентом и Правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры, противопоставление органов местного самоуправления органам государственной власти" и ряд других <8>.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.