Кадастровый учет грунтовых дорог

Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровый учет грунтовых дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.03.2024 по делу N 33-1403/2024 (УИД 61RS0043-01-2023-000545-10)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью, обеспечить надлежащую организацию водоотведения поверхностных вод на дорогах, осуществить установку систем освещения на дорогах.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что на территории поселения имеются участки дорог, не имеющие твердого асфальтированного покрытия; на данных участках имеются неровности, колейность, образуется застой дождевых и талых вод, отсутствует наружное освещение.
Решение: Отказано.
Кроме того, данные доводы апеллянта не подтверждаются каким либо экспертным заключением, в том числе предоставленным истцом суду апелляционной инстанции заключением специалиста, согласно которого специалистом ИП Л.В.Н. визуальным осмотром спорных дорог, без учета существующих подземных городских коммуникаций в пределах исследуемых улиц, строительство ливневой канализации на указанных улицах, как часть городской системы водоотведения поверхностных (дождевых и талых) стоков, в сооответствии со СП 32.13330.2018 Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85 (с Изменением N 1) возможно по результатам проведения проектно-изыскательских работ, поскольку ул. К. на всей протяженности не имеет твердого покрытия, ул. Фрунзе на протяжении 0,43 км не имеет твердого покрытия, а по смыслу вышеуказанных норм права грунтовые дороги не являются сооружением, как объект недвижимости на кадастровом учете не состоят и не подлежат принятию в муниципальную собственность и регистрации в ЕГРН.
Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2017 N 308-КГ17-4666 по делу N А32-22208/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений протяженности грунтовой автодороги, понуждении к осуществлению учета названных изменений.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку основания приостановления государственного кадастрового учета изменений названного объекта не устранены. Грунтовая автодорога не создавалась как объект недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств соответствующего земельного участка, элемент его благоустройства.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Грунтовая дорога: понятие, требования, объект гражданских прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Принимая во внимание изложенное выше, поскольку грунтовая дорога не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ, орган регистрации прав при рассмотрении документов вправе принять решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий на основании в том числе п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Вопрос: О госрегистрации права собственности на автодороги.
(Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N ОГ-Д23-7440)
Учитывая, что в обращении указано, что "дорога имеет грунтовое покрытие", отмечаем, что в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N 303-ЭС16-16486, от 10 января 2017 г. N 304-ЭС16-18316 в том числе указано на то, что дорога, представляющая собой грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.

Нормативные акты

<Письмо> Росреестра от 25.10.2023 N 14-07851/23
<По вопросу отнесения грунтовой дороги к объектам недвижимости>
Принимая во внимание изложенное выше, поскольку грунтовая дорога не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ, орган регистрации прав при рассмотрении документов, представленных с заявлениям, речь о котором идет в обращении, обоснованно принял решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий на основании в том числе пункта 19 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
<Письмо> Росимущества от 06.04.2017 N ДС-18/13180
"Об учете федерального имущества в реестре федерального имущества"
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Закон) объекты археологического наследия относятся к недвижимому имуществу, под которыми понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.