Кадастровый учет ранее учтенного земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровый учет ранее учтенного земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 69 "Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Границы Земельного участка юридически и фактически сложились к 1995 году. Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ранее учтенными земельными участками являются земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровой деятельности" (до 01.03.2008)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Государственная собственность на землю" ЗК РФС учетом вышеприведенных норм права, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановка земельного участка с кадастровым номером N на кадастровый учет по заявлению Т. как ранее учтенного с указанием в качестве правоустанавливающего документа - решения исполнительного комитета Красноярского городского округа Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ Nа, в котором отсутствуют сведения о предоставлении участка N, не подтверждает факт передачи участка из государственной в частную собственность. Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет без определения границ, тогда как описание границ земельного участка относится к основным сведениям о земельном участке, позволяющим определить его существование в качестве индивидуально-определенной вещи."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Снятие с кадастрового учета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Снятие с кадастрового учета
Готовое решение: Как вносятся сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке и как он снимается с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как ранее учтенный земельный участок снимается с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как ранее учтенный земельный участок снимается с кадастрового учета
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)19. Уполномоченные органы вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи. Уполномоченные органы также вправе обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении этих объектов и в дальнейшем обратиться без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков. В указанных случаях уполномоченный орган обязан в течение двадцати дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости по результатам государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ соответствующего земельного участка передать ее правообладателю ранее учтенного земельного участка либо направить ему данную выписку по предоставленным в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 части 2 настоящей статьи почтовому адресу или адресу электронной почты. При наличии возражений со стороны правообладателя ранее учтенного земельного участка относительно выполнения кадастровых работ в целях уточнения границ принадлежащего ему земельного участка указанные работы в соответствии с настоящей частью не выполняются.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)19. Уполномоченные органы вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи. Уполномоченные органы также вправе обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении этих объектов и в дальнейшем обратиться без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков. В указанных случаях уполномоченный орган обязан в течение двадцати дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости по результатам государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ соответствующего земельного участка передать ее правообладателю ранее учтенного земельного участка либо направить ему данную выписку по предоставленным в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 части 2 настоящей статьи почтовому адресу или адресу электронной почты. При наличии возражений со стороны правообладателя ранее учтенного земельного участка относительно выполнения кадастровых работ в целях уточнения границ принадлежащего ему земельного участка указанные работы в соответствии с настоящей частью не выполняются.
Приказ Росреестра от 07.12.2023 N П/0514
(ред. от 24.07.2025)
"Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2024 N 77083)16) сведения о документах, являющихся основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, - наименование поступившего документа, его реквизиты.
(ред. от 24.07.2025)
"Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2024 N 77083)16) сведения о документах, являющихся основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, - наименование поступившего документа, его реквизиты.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)При отсутствии первоначального кадастрового учета разделяемого земельного участка (территории) действия по разделу осуществляются в отношении несуществующего объекта, что наряду с логическими и теоретическими противоречиями может повлечь и практические проблемы, заключающиеся в наложении границ образуемого участка с участками, находящимися по соседству с разделяемым участком; при этом президиум ВАС РФ в комментируемом Постановлении признает невозможность определить наложение предоставляемых участков на ранее учтенные участки, не имеющие границ, установленных в соответствии с кадастровым законодательством. Дополнительная проблема заключается в необходимости и целесообразности распространения подхода, не требующего проведения первоначального кадастрового учета, на подвергаемые разделу ранее учтенные земельные участки, находящиеся в частной собственности, например, в целях последующей передачи образуемых участков в аренду. Анализ правоприменительной практики показывает, что в отношениях, связанных с арендой земельных участков, суды четко придерживаются правовой позиции <1>, согласно которой государственный кадастровый учет является единственным надлежащим доказательством индивидуальных признаков земельного участка; участок, не прошедший кадастровый учет, не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок. В данном случае на повестку дня выходит вопрос о соблюдении принципа равного подхода, применяемого судом ЕС <2> и заключающегося в необходимости обеспечения равенства и равных возможностей субъектов права в соответствующих отношениях.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)При отсутствии первоначального кадастрового учета разделяемого земельного участка (территории) действия по разделу осуществляются в отношении несуществующего объекта, что наряду с логическими и теоретическими противоречиями может повлечь и практические проблемы, заключающиеся в наложении границ образуемого участка с участками, находящимися по соседству с разделяемым участком; при этом президиум ВАС РФ в комментируемом Постановлении признает невозможность определить наложение предоставляемых участков на ранее учтенные участки, не имеющие границ, установленных в соответствии с кадастровым законодательством. Дополнительная проблема заключается в необходимости и целесообразности распространения подхода, не требующего проведения первоначального кадастрового учета, на подвергаемые разделу ранее учтенные земельные участки, находящиеся в частной собственности, например, в целях последующей передачи образуемых участков в аренду. Анализ правоприменительной практики показывает, что в отношениях, связанных с арендой земельных участков, суды четко придерживаются правовой позиции <1>, согласно которой государственный кадастровый учет является единственным надлежащим доказательством индивидуальных признаков земельного участка; участок, не прошедший кадастровый учет, не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок. В данном случае на повестку дня выходит вопрос о соблюдении принципа равного подхода, применяемого судом ЕС <2> и заключающегося в необходимости обеспечения равенства и равных возможностей субъектов права в соответствующих отношениях.
Статья: Многоконтурный земельный участок (понятие, порядок образования, кадастровый учет)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков.
Готовое решение: Как определяется кадастровая стоимость земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как определяется кадастровая стоимость вновь учтенных, ранее учтенных земельных участков и участков, в сведения о которых в ЕГРН внесены изменения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как определяется кадастровая стоимость вновь учтенных, ранее учтенных земельных участков и участков, в сведения о которых в ЕГРН внесены изменения
Статья: Проблемы учета и регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости
(Тищенко С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)В то же время при наличии правоустанавливающего и правоудостоверяющего документов на объект недвижимости, но отсутствии в ЕГРН сведений о нем заинтересованное лицо может подать заявление в орган кадастрового учета и регистрации прав о постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка или объекта капитального строительства, и при отсутствии каких-либо препятствий сведения о ранее учтенном объекте недвижимости в установленные законом сроки будут внесены в ЕГРН. В соответствии с вступившим 29 июня 2021 г. в силу Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 518-ФЗ <5>) органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления на территориях субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований проводят мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости по правилам, установленным ст. 69 и 69.1 Закона 218-ФЗ.
(Тищенко С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)В то же время при наличии правоустанавливающего и правоудостоверяющего документов на объект недвижимости, но отсутствии в ЕГРН сведений о нем заинтересованное лицо может подать заявление в орган кадастрового учета и регистрации прав о постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка или объекта капитального строительства, и при отсутствии каких-либо препятствий сведения о ранее учтенном объекте недвижимости в установленные законом сроки будут внесены в ЕГРН. В соответствии с вступившим 29 июня 2021 г. в силу Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 518-ФЗ <5>) органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления на территориях субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований проводят мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости по правилам, установленным ст. 69 и 69.1 Закона 218-ФЗ.