Кадастровый учет системы мелиорации
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровый учет системы мелиорации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.07.2024 N 88-12072/2024 (УИД 10RS0014-01-2023-000385-04)
Категория спора: Купля-продажа земли.
Требования: О признании договора недействительным в целом, о применении последствий недействительности сделки.
Обстоятельства: Истица указала, что она является собственником земельного участка. Смежным является земельный участок, приобретенный в собственность ответчиком по договору купли-продажи. Фактически спорный земельный участок располагается в береговой полосе озера, что нарушает права истицы на использование земель общего пользования, находящихся в непосредственной близости от принадлежащего ей земельного участка, - береговой полосы водного объекта, через которую ей осуществляется доступ к указанному водному объекту.
Решение: Удовлетворено в части.На момент передачи земельного участка с кадастровым номером N в собственность АО "Эссойла" в 2011 г. границы водного объекта - озера Крошнозеро и зон с особыми условиями использования территории (береговой полосы, прибрежной защитной полосы) также не были установлены, при этом не имеется оснований полагать, что в период приобретения АО "Эссойла" указанного земельного участка в собственность - 28 декабря 2011 года местоположение береговой линии озера Крошнозеро и береговой полосы указанного водного объекта было иным. По этим же мотивам не могут быть приняты во внимание и ссылки АО "Эссойла" на расположение мелиоративной системы и линии электропередач на ботанико-культуртехнической карте и фотоматериалы, фиксирующие вырубку деревьев на берегу озера Крошнозера, как обстоятельства, указывающие на изменение береговой полосы водного объекта, учитывая, они основаны на предположениях самого ответчика, противоречат сведениям ЕГРН и объективно ничем не подтверждаются.
Категория спора: Купля-продажа земли.
Требования: О признании договора недействительным в целом, о применении последствий недействительности сделки.
Обстоятельства: Истица указала, что она является собственником земельного участка. Смежным является земельный участок, приобретенный в собственность ответчиком по договору купли-продажи. Фактически спорный земельный участок располагается в береговой полосе озера, что нарушает права истицы на использование земель общего пользования, находящихся в непосредственной близости от принадлежащего ей земельного участка, - береговой полосы водного объекта, через которую ей осуществляется доступ к указанному водному объекту.
Решение: Удовлетворено в части.На момент передачи земельного участка с кадастровым номером N в собственность АО "Эссойла" в 2011 г. границы водного объекта - озера Крошнозеро и зон с особыми условиями использования территории (береговой полосы, прибрежной защитной полосы) также не были установлены, при этом не имеется оснований полагать, что в период приобретения АО "Эссойла" указанного земельного участка в собственность - 28 декабря 2011 года местоположение береговой линии озера Крошнозеро и береговой полосы указанного водного объекта было иным. По этим же мотивам не могут быть приняты во внимание и ссылки АО "Эссойла" на расположение мелиоративной системы и линии электропередач на ботанико-культуртехнической карте и фотоматериалы, фиксирующие вырубку деревьев на берегу озера Крошнозера, как обстоятельства, указывающие на изменение береговой полосы водного объекта, учитывая, они основаны на предположениях самого ответчика, противоречат сведениям ЕГРН и объективно ничем не подтверждаются.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности текущего момента в развитии законодательства о землеустройстве
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Наконец, окончательное понимание российского землеустройства, его роли и места в вышеназванной системе сложилось после национализации всех земель советского периода, приведшей к тому, что любые земельные правоотношения стали носить особый - неимущественный - характер. И действительно, почти все применявшиеся тогда и сохранившиеся (в несколько измененном виде) регуляторы землепользования тогда входили в состав землеустройства или обеспечивали его. Так, предоставление (отводы) земель осуществлялось согласно землеустроительным проектам, контроль за землепользованием почти совпадал с авторским надзором за выполнением таких проектов, а учет земель - фиксировал проектные решения. Поэтому в свое время П.Ф. Лойко отождествил советское землеустройство с системой госуправления землепользованием (правовых средств, регулирующих земельные отношения <9>) - в его понимании кадастр, контроль, мелиорация и т.п. входили в состав такого "широкого" землеустройства как его компоненты (он назвал все это "системой землеустройства" <10>). Не случайно, что принятие Закона о землеустройстве (в 2001 г.) произошло даже раньше, чем Земельного кодекса Российской Федерации <11> (далее - ЗК РФ) и других регулирующих земельную сферу законов (об обороте земель сельхозназначения, о переводе земель из одной категории в другую, о кадастре недвижимости и др.).
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Наконец, окончательное понимание российского землеустройства, его роли и места в вышеназванной системе сложилось после национализации всех земель советского периода, приведшей к тому, что любые земельные правоотношения стали носить особый - неимущественный - характер. И действительно, почти все применявшиеся тогда и сохранившиеся (в несколько измененном виде) регуляторы землепользования тогда входили в состав землеустройства или обеспечивали его. Так, предоставление (отводы) земель осуществлялось согласно землеустроительным проектам, контроль за землепользованием почти совпадал с авторским надзором за выполнением таких проектов, а учет земель - фиксировал проектные решения. Поэтому в свое время П.Ф. Лойко отождествил советское землеустройство с системой госуправления землепользованием (правовых средств, регулирующих земельные отношения <9>) - в его понимании кадастр, контроль, мелиорация и т.п. входили в состав такого "широкого" землеустройства как его компоненты (он назвал все это "системой землеустройства" <10>). Не случайно, что принятие Закона о землеустройстве (в 2001 г.) произошло даже раньше, чем Земельного кодекса Российской Федерации <11> (далее - ЗК РФ) и других регулирующих земельную сферу законов (об обороте земель сельхозназначения, о переводе земель из одной категории в другую, о кадастре недвижимости и др.).
Статья: Государственный земельный кадастр: миссия и судьба
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Исходя из того, что государственный земельный кадастр ведется для обеспечения рационального использования земельных ресурсов, советский законодатель считал важным конкретизировать, что данные этого кадастра служат достижению ряда системных целей, касающихся организации эффективного использования земель и их охраны, планирования развития народного хозяйства, в том числе в сфере осуществления сельскохозяйственной деятельности, проведения мелиоративных мероприятий и др.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Исходя из того, что государственный земельный кадастр ведется для обеспечения рационального использования земельных ресурсов, советский законодатель считал важным конкретизировать, что данные этого кадастра служат достижению ряда системных целей, касающихся организации эффективного использования земель и их охраны, планирования развития народного хозяйства, в том числе в сфере осуществления сельскохозяйственной деятельности, проведения мелиоративных мероприятий и др.
Нормативные акты
"Концепция системы классификации правовых актов РФ" от 29.09.1999
(подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ)11. ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
(подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ)11. ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2012 N 23484)Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью отдела водопользования и кадастра (эксплуатации мелиоративных систем). Организует работы по забору, учету, распределению и подаче воды в соответствии с установленным планом водопользования и контролирует их выполнение. Руководит разработкой планов водопользования. Разрабатывает и вносит предложения по повышению водообеспеченности (регулированию водного режима), улучшению и развитию мелиоративных систем. Обеспечивает процессы водозабора, водораспределения и водопользования необходимым для работы оборудованием. Составляет дефектные ведомости на ремонт гидрометрических постов и оборудования. Оказывает обслуживаемым объектам техническую помощь в организации и проведении поливов сельскохозяйственных культур и ведении учета воды во внутрихозяйственной сети. Проводит анализ производственной деятельности эксплуатационных участков мелиоративной системы по вопросам водопользования (регулирования водного режима) и гидрометрии. Организует разработку мероприятий по совершенствованию планирования, организации и механизации водораспределения. Обеспечивает представление установленной отчетности. Своевременно обеспечивает выполнение работниками отдела правил по охране труда и пожарной безопасности.
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2012 N 23484)Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью отдела водопользования и кадастра (эксплуатации мелиоративных систем). Организует работы по забору, учету, распределению и подаче воды в соответствии с установленным планом водопользования и контролирует их выполнение. Руководит разработкой планов водопользования. Разрабатывает и вносит предложения по повышению водообеспеченности (регулированию водного режима), улучшению и развитию мелиоративных систем. Обеспечивает процессы водозабора, водораспределения и водопользования необходимым для работы оборудованием. Составляет дефектные ведомости на ремонт гидрометрических постов и оборудования. Оказывает обслуживаемым объектам техническую помощь в организации и проведении поливов сельскохозяйственных культур и ведении учета воды во внутрихозяйственной сети. Проводит анализ производственной деятельности эксплуатационных участков мелиоративной системы по вопросам водопользования (регулирования водного режима) и гидрометрии. Организует разработку мероприятий по совершенствованию планирования, организации и механизации водораспределения. Обеспечивает представление установленной отчетности. Своевременно обеспечивает выполнение работниками отдела правил по охране труда и пожарной безопасности.