Как рассчитать уровень налоговой нагрузки
Подборка наиболее важных документов по запросу Как рассчитать уровень налоговой нагрузки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС и проверить долю вычетов на предмет налогового риска
(КонсультантПлюс, 2025)Риск будет еще более высоким, если от среднеотраслевого уровня отличается показатель совокупной налоговой нагрузки, рассчитанный из общей суммы уплаченных вами налогов. Такое отклонение выделено в самостоятельный критерий отбора налогоплательщиков для назначения выездных проверок (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков).
(КонсультантПлюс, 2025)Риск будет еще более высоким, если от среднеотраслевого уровня отличается показатель совокупной налоговой нагрузки, рассчитанный из общей суммы уплаченных вами налогов. Такое отклонение выделено в самостоятельный критерий отбора налогоплательщиков для назначения выездных проверок (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков).
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Отдельного внимания заслуживает работа И.В. Бобошко [29], посвященная отраслевому разрезу поступлений от налога на имущество организаций. В статье обсуждаются вопросы мобилизации доходов региональных бюджетов за счет этого налога. Особое внимание уделяется проблеме определения оптимального уровня налоговой нагрузки по налогу на имущество, решением которой может стать качественная дифференциация хозяйствующих субъектов в зависимости от их отраслевой принадлежности или вида экономической деятельности. В результате анализа поступлений налога на имущество организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год по видам экономической деятельности автором сделан вывод о том, что финансовое благополучие и устойчивое развитие субъектов Российской Федерации напрямую зависят от формирования привлекательной среды для ведения хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности территории. Следует согласиться с мнением, что инструментом повышения привлекательности территории может стать налог на имущество организаций, и региональные власти должны его использовать. Вместе с тем этот налог формирует доходную базу региональных бюджетов на протяжении более 30 лет (с момента его введения в Российской Федерации), поэтому утверждение о необходимости его использования региональными властями представляется декларативным. В то же время автор справедливо отмечает, что кадастровый подход к оценке налогооблагаемых объектов по налогу на имущество дает больше маневра в сравнении с определением налоговой базы по среднегодовой остаточной стоимости. Слабая активность регионов в части освоения кадастрового подхода тормозит их развитие и не позволяет бизнесу развиваться. Одной из причин инертности региональных властей в вопросе реализации реформы налога на имущество организаций является отсутствие инструментов тонкой настройки, невозможность дифференциации налогоплательщиков. Для исправления этой ситуации необходимо предусмотреть полномочия регионального уровня для создания благоприятных условий в этой части. Наглядно это проблема раскрывается при анализе региональных перечней, содержащих объекты, облагаемые по кадастровой стоимости.
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Отдельного внимания заслуживает работа И.В. Бобошко [29], посвященная отраслевому разрезу поступлений от налога на имущество организаций. В статье обсуждаются вопросы мобилизации доходов региональных бюджетов за счет этого налога. Особое внимание уделяется проблеме определения оптимального уровня налоговой нагрузки по налогу на имущество, решением которой может стать качественная дифференциация хозяйствующих субъектов в зависимости от их отраслевой принадлежности или вида экономической деятельности. В результате анализа поступлений налога на имущество организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год по видам экономической деятельности автором сделан вывод о том, что финансовое благополучие и устойчивое развитие субъектов Российской Федерации напрямую зависят от формирования привлекательной среды для ведения хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности территории. Следует согласиться с мнением, что инструментом повышения привлекательности территории может стать налог на имущество организаций, и региональные власти должны его использовать. Вместе с тем этот налог формирует доходную базу региональных бюджетов на протяжении более 30 лет (с момента его введения в Российской Федерации), поэтому утверждение о необходимости его использования региональными властями представляется декларативным. В то же время автор справедливо отмечает, что кадастровый подход к оценке налогооблагаемых объектов по налогу на имущество дает больше маневра в сравнении с определением налоговой базы по среднегодовой остаточной стоимости. Слабая активность регионов в части освоения кадастрового подхода тормозит их развитие и не позволяет бизнесу развиваться. Одной из причин инертности региональных властей в вопросе реализации реформы налога на имущество организаций является отсутствие инструментов тонкой настройки, невозможность дифференциации налогоплательщиков. Для исправления этой ситуации необходимо предусмотреть полномочия регионального уровня для создания благоприятных условий в этой части. Наглядно это проблема раскрывается при анализе региональных перечней, содержащих объекты, облагаемые по кадастровой стоимости.
Статья: Развитие методического инструментария оценки налоговой нагрузки
(Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Налоговая нагрузка не имеет юридически установленного определения, что обусловливает неоднозначность его трактования. При этом расчет налоговой нагрузки изложен в нормативных правовых актах и широко обсуждается в научной и профессиональной среде. Методический инструментарий Минфина РФ в части расчета налоговой нагрузки требует конкретизации в части перечня налогов, используемых для расчета, а также базы для исчисления. Возникает несколько вариантов интерпретации: общая сумма выручки организации, выручка от основной деятельности, валовая добавленная стоимость. Кроме того, не менее существенным аспектом представляется учет и отраслевой специфики деятельности экономических субъектов. На примере компании, относящейся к энергетической отрасли, был проведен анализ налоговой нагрузки с учетом выручки от прочей реализации и без нее. Отмечено, что налоговая нагрузка, рассчитанная к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации, оказалась ниже значений, рассчитанных без учета прочих доходов. В целях совершенствования методического инструментария оценки налоговой нагрузки предложен частный показатель, который включает все налоговые платежи, выручку от всех видов деятельности и прочие доходы, а также налоговые риски экономического субъекта. Результаты расчетов свидетельствуют, что уровень налоговой нагрузки на основе частного показателя оказался выше среднеотраслевого.
(Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Налоговая нагрузка не имеет юридически установленного определения, что обусловливает неоднозначность его трактования. При этом расчет налоговой нагрузки изложен в нормативных правовых актах и широко обсуждается в научной и профессиональной среде. Методический инструментарий Минфина РФ в части расчета налоговой нагрузки требует конкретизации в части перечня налогов, используемых для расчета, а также базы для исчисления. Возникает несколько вариантов интерпретации: общая сумма выручки организации, выручка от основной деятельности, валовая добавленная стоимость. Кроме того, не менее существенным аспектом представляется учет и отраслевой специфики деятельности экономических субъектов. На примере компании, относящейся к энергетической отрасли, был проведен анализ налоговой нагрузки с учетом выручки от прочей реализации и без нее. Отмечено, что налоговая нагрузка, рассчитанная к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации, оказалась ниже значений, рассчитанных без учета прочих доходов. В целях совершенствования методического инструментария оценки налоговой нагрузки предложен частный показатель, который включает все налоговые платежи, выручку от всех видов деятельности и прочие доходы, а также налоговые риски экономического субъекта. Результаты расчетов свидетельствуют, что уровень налоговой нагрузки на основе частного показателя оказался выше среднеотраслевого.
Готовое решение: Налоговая нагрузка
(КонсультантПлюс, 2025)Они рассчитываются за календарный год и отражают средний уровень налоговой нагрузки на одного налогоплательщика в конкретной отрасли (по конкретному виду деятельности).
(КонсультантПлюс, 2025)Они рассчитываются за календарный год и отражают средний уровень налоговой нагрузки на одного налогоплательщика в конкретной отрасли (по конкретному виду деятельности).
Статья: Государственная кадастровая оценка в Российской Федерации в 2023 году
(Шереметьев Д.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. При этом Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 4 августа 2021 года N П/0336 (далее - Методические указания), установлено, что при определении кадастровой стоимости на базе рыночной кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величину его рыночной стоимости, определенной на ту же дату. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что главной задачей государственной кадастровой оценки является не определение возможности правообладателей объектов недвижимости нести соответствующее бремя содержания таких объектов недвижимости и не определение критериев установления уровня такого бремени (определяются налоговым законодательством), а определение экономически обоснованного уровня стоимостной оценки объектов недвижимости по состоянию на определенную дату.
(Шереметьев Д.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. При этом Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 4 августа 2021 года N П/0336 (далее - Методические указания), установлено, что при определении кадастровой стоимости на базе рыночной кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величину его рыночной стоимости, определенной на ту же дату. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что главной задачей государственной кадастровой оценки является не определение возможности правообладателей объектов недвижимости нести соответствующее бремя содержания таких объектов недвижимости и не определение критериев установления уровня такого бремени (определяются налоговым законодательством), а определение экономически обоснованного уровня стоимостной оценки объектов недвижимости по состоянию на определенную дату.
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Помимо этого, для субъектов налогообложения, использующих данный специальный режим, повышение уровня дохода провоцирует увеличение налогового бремени, поскольку налог напрямую рассчитывается от уровня дохода. Именно поэтому зачастую возникают споры и махинации относительно признания тех или иных доходов при расчете налоговой базы. Рассмотренные зарубежные режимы, схожие с УСН, не исключают данную проблему, однако некоторые страны принимают идею, исключающую данную проблему - налогооблагаемую базу, не зависящую от доходов, полученных компанией (Венгрия, Польша). Таким образом, применение налоговой базы, которая зависит от расходов на персонал или от выплачиваемых акционерам дивидендов, исключает прямую зависимость полученного дохода от величины налогового бремени, что в свою очередь не препятствует повышению эффективности деятельности компании, а наоборот стимулирует ее, поскольку, как в случае с налогообложением той части прибыли, которая распределяется между акционерами, реинвестированная в компанию прибыль никак не облагается налогом.
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Помимо этого, для субъектов налогообложения, использующих данный специальный режим, повышение уровня дохода провоцирует увеличение налогового бремени, поскольку налог напрямую рассчитывается от уровня дохода. Именно поэтому зачастую возникают споры и махинации относительно признания тех или иных доходов при расчете налоговой базы. Рассмотренные зарубежные режимы, схожие с УСН, не исключают данную проблему, однако некоторые страны принимают идею, исключающую данную проблему - налогооблагаемую базу, не зависящую от доходов, полученных компанией (Венгрия, Польша). Таким образом, применение налоговой базы, которая зависит от расходов на персонал или от выплачиваемых акционерам дивидендов, исключает прямую зависимость полученного дохода от величины налогового бремени, что в свою очередь не препятствует повышению эффективности деятельности компании, а наоборот стимулирует ее, поскольку, как в случае с налогообложением той части прибыли, которая распределяется между акционерами, реинвестированная в компанию прибыль никак не облагается налогом.