Какие налоги заменяет ЕНВД
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие налоги заменяет ЕНВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 346.29 "Объект налогообложения и налоговая база" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил ЕНВД в связи с занижением площади помещений, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности. Суд установил, что арендуемые налогоплательщиком помещения являются частью общего пространства торгового комплекса, капитальные перегородки на общем пространстве отсутствуют, на общей площади помещений организовано рабочее место продавцов, выставлена мебель различного предназначения, подсобные, административно-бытовые помещения, помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже отсутствуют. Суд признал обоснованным вывод налогового органа о том, что налогоплательщик при исчислении налога неправомерно уплачивал налог с использованием физического показателя "площадь торгового зала", так как фактически арендуемые помещения представляют собой торговые места и должен использоваться физический показатель "площадь торгового места". Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что при выявлении данного нарушения налоги должны быть доначислены по упрощенной системе налогообложения, так как предприниматель подавал заявление о переходе на уплату ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы" (код вида деятельности 07), а не по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети" (код вида деятельности 09). Суд указал, что предприниматель в 2011 году подал заявление об избрании системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности "розничная торговля", в последующем от применения данного режима налогообложения не отказывался, декларацию по упрощенной или общей системе налогообложения не подавал и место осуществления деятельности не менял.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил ЕНВД в связи с занижением площади помещений, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности. Суд установил, что арендуемые налогоплательщиком помещения являются частью общего пространства торгового комплекса, капитальные перегородки на общем пространстве отсутствуют, на общей площади помещений организовано рабочее место продавцов, выставлена мебель различного предназначения, подсобные, административно-бытовые помещения, помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже отсутствуют. Суд признал обоснованным вывод налогового органа о том, что налогоплательщик при исчислении налога неправомерно уплачивал налог с использованием физического показателя "площадь торгового зала", так как фактически арендуемые помещения представляют собой торговые места и должен использоваться физический показатель "площадь торгового места". Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что при выявлении данного нарушения налоги должны быть доначислены по упрощенной системе налогообложения, так как предприниматель подавал заявление о переходе на уплату ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы" (код вида деятельности 07), а не по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети" (код вида деятельности 09). Суд указал, что предприниматель в 2011 году подал заявление об избрании системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности "розничная торговля", в последующем от применения данного режима налогообложения не отказывался, декларацию по упрощенной или общей системе налогообложения не подавал и место осуществления деятельности не менял.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Вмененное налогообложение предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько действующих налогов <1>. Применение вмененных налогов, как уже было сказано выше, не учитывает реальных доходов налогоплательщика и, соответственно, упрощает процесс налогового администрирования, т.е. налогоплательщику сложнее занизить налогооблагаемую базу. В отдельных случаях это возможно. Можно скрыть некоторые физические показатели, исходя из которых исчисляется потенциальный доход, например, занизить численность персонала. Однако отсутствие необходимости ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения максимально упрощает уплату налогов и делает их суммы предсказуемыми для государства. Как показывает мировая практика, такие налоги чаще всего устанавливаются в юрисдикциях, где проблематично обеспечить качественное налоговое администрирование либо необходимо привлечь налогоплательщиков простотой уплаты налогов и низким фиксированным их размером.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Вмененное налогообложение предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько действующих налогов <1>. Применение вмененных налогов, как уже было сказано выше, не учитывает реальных доходов налогоплательщика и, соответственно, упрощает процесс налогового администрирования, т.е. налогоплательщику сложнее занизить налогооблагаемую базу. В отдельных случаях это возможно. Можно скрыть некоторые физические показатели, исходя из которых исчисляется потенциальный доход, например, занизить численность персонала. Однако отсутствие необходимости ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения максимально упрощает уплату налогов и делает их суммы предсказуемыми для государства. Как показывает мировая практика, такие налоги чаще всего устанавливаются в юрисдикциях, где проблематично обеспечить качественное налоговое администрирование либо необходимо привлечь налогоплательщиков простотой уплаты налогов и низким фиксированным их размером.
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД и ЕСХН освобождают от исчисления и уплаты трех из них с заменой их на единый налог: налога на прибыль организаций (на доход для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога на имущество - и предоставляют определенные льготы по взносам в социальные фонды.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД и ЕСХН освобождают от исчисления и уплаты трех из них с заменой их на единый налог: налога на прибыль организаций (на доход для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога на имущество - и предоставляют определенные льготы по взносам в социальные фонды.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 322-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ставропольского края о проверке конституционности статей 2 и 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ставропольского края о проверке конституционности статей 2 и 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.
Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 321-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.