Какие рабочие места не подлежат спецоценке

Подборка наиболее важных документов по запросу Какие рабочие места не подлежат спецоценке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.10.2022 N 88-18569/2022
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании действий по снижению доплаты за работу с вредными условиями труда незаконными.
Обстоятельства: Сведений о том, что в результате проведенной на предприятии специальной оценки условий труда зафиксировано улучшение условий труда, ответчиком не представлено.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", т.е. по иной методике, чем ранее проводилась аттестация рабочих мест, не является основанием для пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом представленные доказательства не свидетельствуют в полной мере о том, что работодатель осуществил мероприятия, которые существенно улучшили условия труда работников. Результаты СОУТ не подлежат применению в отношении истцов и условий их труда, следовательно, применение статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения условий трудового договора в одностороннем порядке работодателем, которым ухудшается положение работников, не допустимо.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2022 N 88-18453/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О перерасчете доплаты; 2) О признании незаконными действий по снижению доплаты за работу с вредными условиями труда.
Обстоятельства: Прокурор указал, что работодателем необоснованно осуществлено снижение размера доплаты за вредные условия труда.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что само по себе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, то есть, по иной методике, чем ранее проводилась аттестация рабочих мест, не является основанием для пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом представленные доказательства не свидетельствуют в полной мере о том, что работодатель осуществил мероприятия, которые существенно улучшили условия труда работников. Результаты СОУТ не подлежат применению в отношении истцов и условий их труда, следовательно, применение ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения условий трудового договора в одностороннем порядке работодателем, которым ухудшается положение работников, не допустимо.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как оформляется предоставление компенсаций (гарантий) работнику за работу с вредными условиями труда
(КонсультантПлюс, 2024)
Однако эти действия не могут заменить собой проведение специальной оценки условий труда. Провести ее обязаны все работодатели, за исключением тех, у которых имеются только рабочие места, не подлежащие спецоценке (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 1 Разъяснений Минтруда России от 16.01.2019, Письмо Минтруда России от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010). В случае неисполнения этой обязанности организации и ее должностным лицам грозит штраф.
Вопрос: О рабочих местах, не подлежащих декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
(Письмо Минтруда России от 20.07.2022 N 15-1/ООГ-1674)
Вопрос: Можно ли считать списки, указанные в Постановлениях Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, от 29.10.2002 N 781, от 18.06.2002 N 437, от 18.07.2002 N 537, списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется? Какие рабочие места не подлежат декларированию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"?

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2571
(ред. от 08.06.2023)
"Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
34. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), которая проведена у работодателей, осуществляющих деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 30 сентября 2022 г., государственной экспертизе условий труда не подлежат.
Решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.11.1976 N 38/27с>
В соответствии с частью четвертой статьи 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.