Какие рабочие места не подлежат спецоценке
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие рабочие места не подлежат спецоценке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.10.2022 N 88-18569/2022
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании действий по снижению доплаты за работу с вредными условиями труда незаконными.
Обстоятельства: Сведений о том, что в результате проведенной на предприятии специальной оценки условий труда зафиксировано улучшение условий труда, ответчиком не представлено.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", т.е. по иной методике, чем ранее проводилась аттестация рабочих мест, не является основанием для пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом представленные доказательства не свидетельствуют в полной мере о том, что работодатель осуществил мероприятия, которые существенно улучшили условия труда работников. Результаты СОУТ не подлежат применению в отношении истцов и условий их труда, следовательно, применение статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения условий трудового договора в одностороннем порядке работодателем, которым ухудшается положение работников, не допустимо.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании действий по снижению доплаты за работу с вредными условиями труда незаконными.
Обстоятельства: Сведений о том, что в результате проведенной на предприятии специальной оценки условий труда зафиксировано улучшение условий труда, ответчиком не представлено.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", т.е. по иной методике, чем ранее проводилась аттестация рабочих мест, не является основанием для пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом представленные доказательства не свидетельствуют в полной мере о том, что работодатель осуществил мероприятия, которые существенно улучшили условия труда работников. Результаты СОУТ не подлежат применению в отношении истцов и условий их труда, следовательно, применение статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения условий трудового договора в одностороннем порядке работодателем, которым ухудшается положение работников, не допустимо.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2022 N 88-18453/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О перерасчете доплаты; 2) О признании незаконными действий по снижению доплаты за работу с вредными условиями труда.
Обстоятельства: Прокурор указал, что работодателем необоснованно осуществлено снижение размера доплаты за вредные условия труда.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что само по себе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, то есть, по иной методике, чем ранее проводилась аттестация рабочих мест, не является основанием для пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом представленные доказательства не свидетельствуют в полной мере о том, что работодатель осуществил мероприятия, которые существенно улучшили условия труда работников. Результаты СОУТ не подлежат применению в отношении истцов и условий их труда, следовательно, применение ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения условий трудового договора в одностороннем порядке работодателем, которым ухудшается положение работников, не допустимо.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О перерасчете доплаты; 2) О признании незаконными действий по снижению доплаты за работу с вредными условиями труда.
Обстоятельства: Прокурор указал, что работодателем необоснованно осуществлено снижение размера доплаты за вредные условия труда.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что само по себе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, то есть, по иной методике, чем ранее проводилась аттестация рабочих мест, не является основанием для пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом представленные доказательства не свидетельствуют в полной мере о том, что работодатель осуществил мероприятия, которые существенно улучшили условия труда работников. Результаты СОУТ не подлежат применению в отношении истцов и условий их труда, следовательно, применение ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для изменения условий трудового договора в одностороннем порядке работодателем, которым ухудшается положение работников, не допустимо.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оформляется предоставление компенсаций (гарантий) работнику за работу с вредными условиями труда
(КонсультантПлюс, 2024)Однако эти действия не могут заменить собой проведение специальной оценки условий труда. Провести ее обязаны все работодатели, за исключением тех, у которых имеются только рабочие места, не подлежащие спецоценке (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 1 Разъяснений Минтруда России от 16.01.2019, Письмо Минтруда России от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010). В случае неисполнения этой обязанности организации и ее должностным лицам грозит штраф.
(КонсультантПлюс, 2024)Однако эти действия не могут заменить собой проведение специальной оценки условий труда. Провести ее обязаны все работодатели, за исключением тех, у которых имеются только рабочие места, не подлежащие спецоценке (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 1 Разъяснений Минтруда России от 16.01.2019, Письмо Минтруда России от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010). В случае неисполнения этой обязанности организации и ее должностным лицам грозит штраф.
Вопрос: О рабочих местах, не подлежащих декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
(Письмо Минтруда России от 20.07.2022 N 15-1/ООГ-1674)Вопрос: Можно ли считать списки, указанные в Постановлениях Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, от 29.10.2002 N 781, от 18.06.2002 N 437, от 18.07.2002 N 537, списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется? Какие рабочие места не подлежат декларированию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"?
(Письмо Минтруда России от 20.07.2022 N 15-1/ООГ-1674)Вопрос: Можно ли считать списки, указанные в Постановлениях Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, от 29.10.2002 N 781, от 18.06.2002 N 437, от 18.07.2002 N 537, списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется? Какие рабочие места не подлежат декларированию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"?
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2571
(ред. от 08.06.2023)
"Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"34. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), которая проведена у работодателей, осуществляющих деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 30 сентября 2022 г., государственной экспертизе условий труда не подлежат.
(ред. от 08.06.2023)
"Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"34. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), которая проведена у работодателей, осуществляющих деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 30 сентября 2022 г., государственной экспертизе условий труда не подлежат.
Решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.11.1976 N 38/27с>В соответствии с частью четвертой статьи 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25.11.1976 N 38/27с>В соответствии с частью четвертой статьи 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.