КАС лишение специального права
Подборка наиболее важных документов по запросу КАС лишение специального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88а-4729/2024 (УИД 27RS0020-01-2023-000654-06)
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования должника: О признании незаконным постановления пристава-исполнителя.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что на основании постановления заявитель ограничен в пользовании специальным правом управления транспортным средством. Считает, что постановление вынесено судебным приставом без учета всех обстоятельств. Судебный пристав не выяснял, может ли указанное ограничение лишить должника основного источника средств к существованию. Кроме того, заявитель официально трудоустроен.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Р.А., суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходя из того, что порядок принятия оспариваемого постановления соблюден, доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих применению временного ограничения на пользование специальным правом должником, как и доказательств того, что установленное судом ограничение лишает административного ответчика основного законного источника средств к существованию, не представлено, пришли к выводу о том что у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные законом основания для временного ограничения на пользование должником специальным правом.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования должника: О признании незаконным постановления пристава-исполнителя.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что на основании постановления заявитель ограничен в пользовании специальным правом управления транспортным средством. Считает, что постановление вынесено судебным приставом без учета всех обстоятельств. Судебный пристав не выяснял, может ли указанное ограничение лишить должника основного источника средств к существованию. Кроме того, заявитель официально трудоустроен.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Р.А., суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходя из того, что порядок принятия оспариваемого постановления соблюден, доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих применению временного ограничения на пользование специальным правом должником, как и доказательств того, что установленное судом ограничение лишает административного ответчика основного законного источника средств к существованию, не представлено, пришли к выводу о том что у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные законом основания для временного ограничения на пользование должником специальным правом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Например, в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15> лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии при наличии грубого нарушения лицензионных требований и неисполнении вновь выданного предписания об устранении данных нарушений (п. п. 11, 12 ст. 20). Однако административное судопроизводство по административным делам об аннулировании лицензии в настоящее время в действующих процессуальных кодексах не регламентировано. Аналогичным образом можно вести речь о Федеральном законе "Об оружии" (ст. 26) <16>, а также о Приказе Росгвардии (п. 109) <17>, согласно которым предусмотрено направление лицензирующим органом заявления в суд об аннулировании лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия, выданных юридическому лицу, в случае неустранения допущенных им нарушений правил в сфере оборота оружия и патронов к нему в срок административного приостановления деятельности. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что вопрос об аннулировании лицензии, выданной юридическому лицу, как правило, рассматривается арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренного в АПК РФ <18>. Наряду с этим лицензии, выданные органами публичной администрации гражданам, могут быть аннулированы лицензирующим органом по решению суда общей юрисдикции о лишении специального права (п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об оружии"), при обращении прокурора в суд с административным исковым заявлением. Суд в данном случае принимает решение по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. ст. 175 - 180 КАС РФ (например, решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора о лишении гражданина специального права на приобретение, хранение и ношение охотничьего оружия, об аннулировании разрешения <19>). В данном случае интегративная взаимосвязь органа публичной администрации и судов заключается в том, что лицензирующий орган (орган публичной администрации), обеспечивает исполнение судебного решения об аннулировании выданных ранее им лицензии или разрешения.
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Например, в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15> лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии при наличии грубого нарушения лицензионных требований и неисполнении вновь выданного предписания об устранении данных нарушений (п. п. 11, 12 ст. 20). Однако административное судопроизводство по административным делам об аннулировании лицензии в настоящее время в действующих процессуальных кодексах не регламентировано. Аналогичным образом можно вести речь о Федеральном законе "Об оружии" (ст. 26) <16>, а также о Приказе Росгвардии (п. 109) <17>, согласно которым предусмотрено направление лицензирующим органом заявления в суд об аннулировании лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия, выданных юридическому лицу, в случае неустранения допущенных им нарушений правил в сфере оборота оружия и патронов к нему в срок административного приостановления деятельности. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что вопрос об аннулировании лицензии, выданной юридическому лицу, как правило, рассматривается арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренного в АПК РФ <18>. Наряду с этим лицензии, выданные органами публичной администрации гражданам, могут быть аннулированы лицензирующим органом по решению суда общей юрисдикции о лишении специального права (п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об оружии"), при обращении прокурора в суд с административным исковым заявлением. Суд в данном случае принимает решение по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. ст. 175 - 180 КАС РФ (например, решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора о лишении гражданина специального права на приобретение, хранение и ношение охотничьего оружия, об аннулировании разрешения <19>). В данном случае интегративная взаимосвязь органа публичной администрации и судов заключается в том, что лицензирующий орган (орган публичной администрации), обеспечивает исполнение судебного решения об аннулировании выданных ранее им лицензии или разрешения.
"Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: монография"
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)В этой связи считаем возможным вернуться к реализации инициативы Верховного Суда РФ, предлагающего дополнить предмет регулирования КАС РФ административными делами о лишении гражданина специального права, в том числе права на управление транспортным средством, на приобретение, хранение и ношение оружия <56>.
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)В этой связи считаем возможным вернуться к реализации инициативы Верховного Суда РФ, предлагающего дополнить предмет регулирования КАС РФ административными делами о лишении гражданина специального права, в том числе права на управление транспортным средством, на приобретение, хранение и ношение оружия <56>.
Нормативные акты
Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"- рассмотреть вопрос о закреплении обязательного участия представителя стороны обвинения по делам об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде ареста, штрафа в крупном размере или лишения специального права (параграф 4.4. Защита прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях);
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"- рассмотреть вопрос о закреплении обязательного участия представителя стороны обвинения по делам об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде ареста, штрафа в крупном размере или лишения специального права (параграф 4.4. Защита прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях);
Заключение Правительства РФ от 02.02.2018 N 856п-П4
"На проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Законопроектом предлагается дополнить КАС положением, согласно которому в порядке, предусмотренном этим Кодексом, будут рассматриваться дела о лишении гражданина специального права, в том числе права на управление транспортным средством, на приобретение, хранение и ношение оружия (пункт 1 статьи 3 законопроекта).
"На проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Законопроектом предлагается дополнить КАС положением, согласно которому в порядке, предусмотренном этим Кодексом, будут рассматриваться дела о лишении гражданина специального права, в том числе права на управление транспортным средством, на приобретение, хранение и ношение оружия (пункт 1 статьи 3 законопроекта).