Категории риска роспотребнадзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории риска роспотребнадзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Роспотребнадзора и порядок ее проведения
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем суды установили, что в каждом субъекте РФ деятельности акционерного общества... присвоена разная категория риска, что свидетельствует об ошибочности позиции Управления о допустимости проведения проверки один раз в год. Судами отмечено, что в... области деятельность общества имеет самую высокую категорию риск-ориентированности, а именно - чрезвычайно высокий риск, в то время как в иных субъектах РФ деятельность имеет средний риск. На этом основании судами правомерно учтен довод общества о том, что включение в план проверок в связи с чрезвычайно высоким риском является неверным..."
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем суды установили, что в каждом субъекте РФ деятельности акционерного общества... присвоена разная категория риска, что свидетельствует об ошибочности позиции Управления о допустимости проведения проверки один раз в год. Судами отмечено, что в... области деятельность общества имеет самую высокую категорию риск-ориентированности, а именно - чрезвычайно высокий риск, в то время как в иных субъектах РФ деятельность имеет средний риск. На этом основании судами правомерно учтен довод общества о том, что включение в план проверок в связи с чрезвычайно высоким риском является неверным..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как узнать и изменить категорию риска, определенную Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как изменить категорию риска, присвоенную Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как изменить категорию риска, присвоенную Роспотребнадзором
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Устанавливая правила использования СИЗ, руководствуйтесь, в частности, Рекомендациями по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32) и Рекомендациями по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24).
(КонсультантПлюс, 2023)Устанавливая правила использования СИЗ, руководствуйтесь, в частности, Рекомендациями по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32) и Рекомендациями по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")26. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")26. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
Справочная информация: "Положения о федеральном государственном контроле (надзоре)"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Критерии отнесения объекта к категории риска
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Критерии отнесения объекта к категории риска
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проверяет организации и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)контролируемое лицо, принадлежащий ему объект контроля отнесены к определенной категории риска (с учетом периодичности проведения таких мероприятий). Например, для объектов контроля категории значительного риска предусмотрено проведение не более одного визита в три года, среднего риска - не более одного визита в пять лет, умеренного риска - не более одного визита в шесть лет. Периоды исчисляются с момента, когда Роспотребнадзор принял решение об отнесении объекта к той или иной категории. При определении периодичности не учитываются обязательные профилактические визиты, которые проводятся в связи с уведомлением о начале предпринимательской деятельности отдельных видов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.10.2025 N 1511, Приложение к нему);
(КонсультантПлюс, 2025)контролируемое лицо, принадлежащий ему объект контроля отнесены к определенной категории риска (с учетом периодичности проведения таких мероприятий). Например, для объектов контроля категории значительного риска предусмотрено проведение не более одного визита в три года, среднего риска - не более одного визита в пять лет, умеренного риска - не более одного визита в шесть лет. Периоды исчисляются с момента, когда Роспотребнадзор принял решение об отнесении объекта к той или иной категории. При определении периодичности не учитываются обязательные профилактические визиты, которые проводятся в связи с уведомлением о начале предпринимательской деятельности отдельных видов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.10.2025 N 1511, Приложение к нему);
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Методические рекомендации 3.1/3.5.0172/1-20. 3.1 "Профилактика инфекционных болезней. 3.5. Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" (Письмо Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 "О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19");
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Методические рекомендации 3.1/3.5.0172/1-20. 3.1 "Профилактика инфекционных болезней. 3.5. Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" (Письмо Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 "О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19");
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)Согласно рекомендациям Роспотребнадзора выбор средств индивидуальной защиты (СИЗ) от коронавируса зависит от категории риска инфицирования. В зависимости от вида выполняемых работ профессиональные группы разделены на следующие категории риска (Рекомендации по применению СИЗ):
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, Роспотребнадзор в Рекомендациях от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 по применению средств индивидуальной защиты для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (в п. 2) определил, что особенностью защитной одежды при рисках инфицирования является обязательное применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, к числу которых наряду с полнолицевыми масками, противогазами, респираторами относятся ватно-марлевые маски; в Рекомендациях от 21.04.2020 N 02/7500-2020-24 по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19 рекомендовано использование работниками средств индивидуальной защиты IV типа, к числу которых отнесена маска (одноразовая или многоразовая) со сменой каждые 3 часа или респиратор фильтрующий. Минпромторгом России составлен Перечень российских производителей медицинских изделий, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств на территории Российской Федерации (Письмо от 27.03.2020 N БА-21585/03), в состав которого вошли такие наименования продукции, как маска медицинская, маска, маска техническая трехслойная на резинке. При этом Росстандарт на своем официальном сайте разместил "Требования к лицевым маскам: обзор стандартов", указав, что лицевые маски можно квалифицировать по трем основным группам, в число которых входит "прочие лицевые маски" (санитарно-гигиенические изделия), для которых разработаны технические условия ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 "Маска лицевая гигиеническая".
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, Роспотребнадзор в Рекомендациях от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 по применению средств индивидуальной защиты для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (в п. 2) определил, что особенностью защитной одежды при рисках инфицирования является обязательное применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, к числу которых наряду с полнолицевыми масками, противогазами, респираторами относятся ватно-марлевые маски; в Рекомендациях от 21.04.2020 N 02/7500-2020-24 по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19 рекомендовано использование работниками средств индивидуальной защиты IV типа, к числу которых отнесена маска (одноразовая или многоразовая) со сменой каждые 3 часа или респиратор фильтрующий. Минпромторгом России составлен Перечень российских производителей медицинских изделий, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств на территории Российской Федерации (Письмо от 27.03.2020 N БА-21585/03), в состав которого вошли такие наименования продукции, как маска медицинская, маска, маска техническая трехслойная на резинке. При этом Росстандарт на своем официальном сайте разместил "Требования к лицевым маскам: обзор стандартов", указав, что лицевые маски можно квалифицировать по трем основным группам, в число которых входит "прочие лицевые маски" (санитарно-гигиенические изделия), для которых разработаны технические условия ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 "Маска лицевая гигиеническая".
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит плановую проверку (контрольное (надзорное) мероприятие)
(КонсультантПлюс, 2025)В ежегодный план могут вноситься изменения (п. п. 16, 17 указанных Правил). Например, Роспотребнадзор может добавить новую проверку (мероприятие), если объект контроля отнесен к категории чрезвычайно высокого риска (пп. "в" п. 14, п. 15 этих Правил). Поэтому рекомендуем иногда сверяться с планом в течение года.
(КонсультантПлюс, 2025)В ежегодный план могут вноситься изменения (п. п. 16, 17 указанных Правил). Например, Роспотребнадзор может добавить новую проверку (мероприятие), если объект контроля отнесен к категории чрезвычайно высокого риска (пп. "в" п. 14, п. 15 этих Правил). Поэтому рекомендуем иногда сверяться с планом в течение года.
Статья: Риск-ориентированный подход
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством;
Готовое решение: Что нужно знать о реформе контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора, Роспотребнадзора, ГИТ по Закону N 248-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор проводит контрольные (надзорные) мероприятия с учетом ряда особенностей. До 2030 г. плановые мероприятия не проводятся в отношении отдельных организаций, даже если их объекты контроля отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Однако могут проводиться обязательные профилактические визиты (п. 11(4) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
(КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор проводит контрольные (надзорные) мероприятия с учетом ряда особенностей. До 2030 г. плановые мероприятия не проводятся в отношении отдельных организаций, даже если их объекты контроля отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Однако могут проводиться обязательные профилактические визиты (п. 11(4) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Справка: Проверки и другие контрольные (надзорные) мероприятия Роспотребнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Как изменить категорию риска, присвоенную Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)Как изменить категорию риска, присвоенную Роспотребнадзором
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Известно, что существуют определенные группы риска (например, в деятельности Роспотребнадзора объекты, на которые направлена деятельность контролирующих органов, ранжируются по следующим группам (категориям) риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Для отнесения конкретного подконтрольного объекта к вышеотмеченным группам существуют определенные критерии: например, к первой категории риска ("чрезвычайно высокий") относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн рублей. Кроме того, в проекте Постановления Правительства РФ содержатся следующие положения: "3. Показатель потенциального риска причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя определяется как произведение следующих величин: частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок по отдельным статьям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; количества исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение; денежного выражения одного случая вреда, принятого судом (суммарно морального вреда, вреда жизни и здоровью потребителя и вреда имуществу); коэффициента масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро-, малым, средним и крупным предприятиям" <1>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Известно, что существуют определенные группы риска (например, в деятельности Роспотребнадзора объекты, на которые направлена деятельность контролирующих органов, ранжируются по следующим группам (категориям) риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Для отнесения конкретного подконтрольного объекта к вышеотмеченным группам существуют определенные критерии: например, к первой категории риска ("чрезвычайно высокий") относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн рублей. Кроме того, в проекте Постановления Правительства РФ содержатся следующие положения: "3. Показатель потенциального риска причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя определяется как произведение следующих величин: частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок по отдельным статьям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; количества исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение; денежного выражения одного случая вреда, принятого судом (суммарно морального вреда, вреда жизни и здоровью потребителя и вреда имуществу); коэффициента масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро-, малым, средним и крупным предприятиям" <1>.
Статья: Обязательная вакцинация: правомерность и правовые риски
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Практически сразу в юридическом сообществе возникла дискуссия о возможности отстранения данных категорий работников от работы без начисления заработной платы (ст. 76 ТК РФ). Характер обсуждения достаточно традиционен для юридического сообщества - о роли бланкетных (отсылочных) норм в законодательстве. Порождают или не порождают подобные нормы юридические последствия, предусмотренные для материнской нормы в нормативно-правовом акте, большой юридической силы? Здесь уместно вспомнить о том, что многими ведущими российскими учеными-правоведами неоднократно высказывалась мысль, что большое количество бланкетных (отсылочных) норм в нормативно-правовом акте, особенно в федеральном законе, не только снижает уровень его регуляторного воздействия, размывает границы применения, но зачастую порождает неразрешимые пробелы, по сути, парализующие его действие. С чем и столкнулся правоприменитель в данном случае. В ст. 76 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Очевидно, что мотивированные постановления главных государственных санитарных врачей не относятся напрямую к перечню указанных нормативно-правовых актов. Однако указанные постановления издаются в соответствии с полномочиями, предоставленными в федеральном законе в соответствии с перечнями, установленными постановлением Правительства РФ. Вот перед нами и результат дефектов в юридической технике, по сути, пробел, который будет устраняться на уровне конкретных судебных решений. Логика работодателя в данном случае понятна: он будет отстранять без сохранения заработной платы работников, которые не попали в одну из трех категорий (вакцинированные, недавно переболевшие, имеющие официальный медицинский отвод), а отстраненные работники завалят суды исками, будучи поддержанные профсоюзами и правозащитниками.
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Практически сразу в юридическом сообществе возникла дискуссия о возможности отстранения данных категорий работников от работы без начисления заработной платы (ст. 76 ТК РФ). Характер обсуждения достаточно традиционен для юридического сообщества - о роли бланкетных (отсылочных) норм в законодательстве. Порождают или не порождают подобные нормы юридические последствия, предусмотренные для материнской нормы в нормативно-правовом акте, большой юридической силы? Здесь уместно вспомнить о том, что многими ведущими российскими учеными-правоведами неоднократно высказывалась мысль, что большое количество бланкетных (отсылочных) норм в нормативно-правовом акте, особенно в федеральном законе, не только снижает уровень его регуляторного воздействия, размывает границы применения, но зачастую порождает неразрешимые пробелы, по сути, парализующие его действие. С чем и столкнулся правоприменитель в данном случае. В ст. 76 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Очевидно, что мотивированные постановления главных государственных санитарных врачей не относятся напрямую к перечню указанных нормативно-правовых актов. Однако указанные постановления издаются в соответствии с полномочиями, предоставленными в федеральном законе в соответствии с перечнями, установленными постановлением Правительства РФ. Вот перед нами и результат дефектов в юридической технике, по сути, пробел, который будет устраняться на уровне конкретных судебных решений. Логика работодателя в данном случае понятна: он будет отстранять без сохранения заработной платы работников, которые не попали в одну из трех категорий (вакцинированные, недавно переболевшие, имеющие официальный медицинский отвод), а отстраненные работники завалят суды исками, будучи поддержанные профсоюзами и правозащитниками.