Киоск на придомовой территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Киоск на придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Законодательством к вопросам местного значения отнесено среди прочего принятие правил благоустройства территории муниципального образования (например, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Такими муниципальными правовыми актами вводятся в том числе требования к размещению нестационарных торговых объектов (киосков, палаток) (НТО) на придомовой территории. Это, в свою очередь, затрагивает как право на занятие предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, так и право на распоряжение своим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Иногда эти требования приобретают и характер абсолютного запрета такой деятельности на указанных территориях. КС РФ, рассматривая этот вопрос, сформулировал следующую правовую позицию: "...органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества... В то же время осуществление такими актами регулирования, ограничивающего само содержание права собственности в отношении придомовой территории с помощью таких запретов, снабженных посредством бланкетных законодательных норм мерами юридической ответственности, во всяком случае не является приемлемым по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции" <54>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Законодательством к вопросам местного значения отнесено среди прочего принятие правил благоустройства территории муниципального образования (например, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Такими муниципальными правовыми актами вводятся в том числе требования к размещению нестационарных торговых объектов (киосков, палаток) (НТО) на придомовой территории. Это, в свою очередь, затрагивает как право на занятие предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, так и право на распоряжение своим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Иногда эти требования приобретают и характер абсолютного запрета такой деятельности на указанных территориях. КС РФ, рассматривая этот вопрос, сформулировал следующую правовую позицию: "...органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества... В то же время осуществление такими актами регулирования, ограничивающего само содержание права собственности в отношении придомовой территории с помощью таких запретов, снабженных посредством бланкетных законодательных норм мерами юридической ответственности, во всяком случае не является приемлемым по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции" <54>.
Статья: Проблемы размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Пожалуй, проблема вмешательства публичной администрации в частные дела в отношении размещения НТО наиболее ярко была раскрыта в 2019 г. Тогда в г. Перми местные власти ввели полный и безоговорочный запрет на размещение НТО на придомовой территории, было демонтировано множество киосков, что вызвало возмущение не только пострадавших предпринимателей, но и жителей, давших ранее согласие на размещение соответствующих объектов рядом со своим домом и позднее лишившихся привычных торговых точек. В итоге дела дошли до Конституционного Суда РФ: в своих Определениях от 5 декабря 2019 г. N 3273-О <3> и N 3274-О <4> он отметил, что местные органы власти не могут своевольно устанавливать полный запрет на размещение НТО на придомовой территории многоквартирных домов. В случае если жители дома (собственники земельного участка под домом) в установленном жилищным законодательством порядке выразили согласие на размещение НТО и соблюдены прочие требования законодательства Российской Федерации (например, противопожарные), то запрещать такие действия органы местного самоуправления не могут.
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Пожалуй, проблема вмешательства публичной администрации в частные дела в отношении размещения НТО наиболее ярко была раскрыта в 2019 г. Тогда в г. Перми местные власти ввели полный и безоговорочный запрет на размещение НТО на придомовой территории, было демонтировано множество киосков, что вызвало возмущение не только пострадавших предпринимателей, но и жителей, давших ранее согласие на размещение соответствующих объектов рядом со своим домом и позднее лишившихся привычных торговых точек. В итоге дела дошли до Конституционного Суда РФ: в своих Определениях от 5 декабря 2019 г. N 3273-О <3> и N 3274-О <4> он отметил, что местные органы власти не могут своевольно устанавливать полный запрет на размещение НТО на придомовой территории многоквартирных домов. В случае если жители дома (собственники земельного участка под домом) в установленном жилищным законодательством порядке выразили согласие на размещение НТО и соблюдены прочие требования законодательства Российской Федерации (например, противопожарные), то запрещать такие действия органы местного самоуправления не могут.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 20.12.2023 N 668
"Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению"уборка и санитарно-гигиеническая очистка внутриподъездных и придомовых территорий;
"Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению"уборка и санитарно-гигиеническая очистка внутриподъездных и придомовых территорий;
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N АПЛ18-470
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N АКПИ18-522, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 2.3, 2.10 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64>Пункт 2.3 Санитарных правил устанавливает, что отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N АКПИ18-522, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 2.3, 2.10 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64>Пункт 2.3 Санитарных правил устанавливает, что отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.