Клад культурная ценность
Подборка наиболее важных документов по запросу Клад культурная ценность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые последствия выявления объекта археологического наследия для собственника земельного участка
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Археологические памятники могут быть обнаружены как случайно, например обнаружение клада, обладающего признаками культурной ценности, в ходе земляных работ (п. 2 ст. 233 ГК РФ) <2> или в ходе археологических раскопок, которые собственники земельных участков обязаны проводить на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, в отношении которых имеются основания предполагать наличие на них археологических памятников. Выявление археологического памятника не зависит от воли собственника или пользователя земельного участка.
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Археологические памятники могут быть обнаружены как случайно, например обнаружение клада, обладающего признаками культурной ценности, в ходе земляных работ (п. 2 ст. 233 ГК РФ) <2> или в ходе археологических раскопок, которые собственники земельных участков обязаны проводить на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, в отношении которых имеются основания предполагать наличие на них археологических памятников. Выявление археологического памятника не зависит от воли собственника или пользователя земельного участка.
Статья: Заключение кафедры гражданского права СПбГУ на проект изменений раздела о вещных правах ГК РФ
(Александрова М.А., Громов С.А., Краснова Т.С., Рассказова Н.Ю., Рудоквас А.Д., Рыбалов А.О., Толстой Ю.К.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 7)Иностранный опыт и здравый смысл подсказывают, что обязанность обращаться в компетентные органы должна возникать и для целей оценки вещей, входящих в состав клада, на предмет их отнесения к культурным ценностям. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что даже эксперты далеко не всегда едины во мнении относительно атрибуции тех или иных вещей в качестве культурных ценностей. Очевидно, что лица, не обладающие специальными знаниями, такую атрибуцию осуществить надлежащим образом не могут. Тем не менее в положениях п. 2 ст. 257 проекта, как и в ныне действующей редакции соответствующей нормы, парадоксальным образом отсутствуют какие-либо указания на то, кто должен решать вопрос об отнесении обнаруженных вещей к культурным ценностям. В рассматриваемой норме не установлена обязанность обнаружителя и (или) собственника имущества предъявить обнаруженные в составе клада вещи уполномоченным органам для решения этого вопроса. Можно предположить, что, по мнению законодателя, обнаружитель и (или) собственник имущества, в котором клад был сокрыт, должны сами определить, относятся обнаруженные в составе клада вещи к культурным ценностям или нет. Однако такое толкование противоречит здравому смыслу в условиях существования описанной в действующем законодательстве системы экспертной оценки культурных ценностей <18>. Ситуация усугубляется тем, что обнаружителю клада и собственнику имущества, в котором клад был сокрыт, совершенно невыгодно атрибутировать обнаруженные вещи в качестве культурных ценностей, поскольку это неизбежно приведет к утрате указанными лицами возможности стать собственниками клада. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что культурные ценности в составе кладов будут выявляться в принципе.
(Александрова М.А., Громов С.А., Краснова Т.С., Рассказова Н.Ю., Рудоквас А.Д., Рыбалов А.О., Толстой Ю.К.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 7)Иностранный опыт и здравый смысл подсказывают, что обязанность обращаться в компетентные органы должна возникать и для целей оценки вещей, входящих в состав клада, на предмет их отнесения к культурным ценностям. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что даже эксперты далеко не всегда едины во мнении относительно атрибуции тех или иных вещей в качестве культурных ценностей. Очевидно, что лица, не обладающие специальными знаниями, такую атрибуцию осуществить надлежащим образом не могут. Тем не менее в положениях п. 2 ст. 257 проекта, как и в ныне действующей редакции соответствующей нормы, парадоксальным образом отсутствуют какие-либо указания на то, кто должен решать вопрос об отнесении обнаруженных вещей к культурным ценностям. В рассматриваемой норме не установлена обязанность обнаружителя и (или) собственника имущества предъявить обнаруженные в составе клада вещи уполномоченным органам для решения этого вопроса. Можно предположить, что, по мнению законодателя, обнаружитель и (или) собственник имущества, в котором клад был сокрыт, должны сами определить, относятся обнаруженные в составе клада вещи к культурным ценностям или нет. Однако такое толкование противоречит здравому смыслу в условиях существования описанной в действующем законодательстве системы экспертной оценки культурных ценностей <18>. Ситуация усугубляется тем, что обнаружителю клада и собственнику имущества, в котором клад был сокрыт, совершенно невыгодно атрибутировать обнаруженные вещи в качестве культурных ценностей, поскольку это неизбежно приведет к утрате указанными лицами возможности стать собственниками клада. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что культурные ценности в составе кладов будут выявляться в принципе.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024)2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024)2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3.2. Выплата вознаграждения в размере, предусмотренном статьей 233 Гражданского кодекса Российской Федерации, за клад, содержащий драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение, зачисленный в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.
(ред. от 29.12.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3.2. Выплата вознаграждения в размере, предусмотренном статьей 233 Гражданского кодекса Российской Федерации, за клад, содержащий драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение, зачисленный в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.