Клевета в СМИ

Подборка наиболее важных документов по запросу Клевета в СМИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за клевету
(КонсультантПлюс, 2024)
Привлечение гражданина к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ за клевету не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении по ст. 5.61.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - СМИ, разместившего информацию

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Новое в уголовно-правовом противодействии клевете
(Егорова Н.А.)
("Законность", 2021, N 3)
Дополнение ч. 2 ст. 128.1 УК указанием на совершение клеветы публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, выглядит вполне логичным. Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений в популярных социальных сетях либо на других сайтах, не имеющих статуса средств массовой информации (в дальнейшем - СМИ), если распространение таких сведений содержалось не в публичном выступлении или публично демонстрирующемся произведении, ранее считалось простой клеветой (ч. 1 ст. 128.1 УК), хотя, по сути, представляет собой публичную клевету, по степени общественной опасности сравнимую с клеветой в СМИ. Необходимость придания публичной клевете в сети Интернет статуса квалифицированного состава обоснована в научных исследованиях <1> и подтверждается судебной практикой.
Статья: Производство следственных действий по уголовным делам о некоторых видах клеветы
(Мусеибов У.А., Кузнецова Н.А., Куприянов Е.И.)
("Российский следователь", 2023, N 12)
По уголовным делам о клевете, содержащейся в средствах массовой информации, допрашиваются, как правило, главный редактор, учредитель редакции, лица, распространяющие печатные издания, а также при необходимости иные сотрудники, обладающие сведениями о расследуемых обстоятельствах.

Нормативные акты

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
Суд отметил, что предметом трех оспариваемых новостей (новостных материалов) был случай отравления ртутью после употребления купленного в магазине фирменного безалкогольного напитка. По мнению Суда, это явно относилось к важному аспекту здоровья человека и поднимало серьезную проблему с точки зрения защиты прав потребителей. Соответственно, оспариваемые новости содержали информацию, представляющую значительный общественный интерес (пункт 68 постановления). Вместе с тем, как следовало из текста решения от 10 октября 2007 года, окружной арбитражный суд не рассматривал вопрос о том, была ли информация, распространяемая электронным средством массовой информации, актуальной для общественности. Поэтому он не рассматривал спор о клевете в контексте общей заинтересованности в получении сообщений об обнаружении потенциальной опасности для здоровья (пункт 69 постановления).
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2021 N 22-П
"По делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "МедРейтинг"
Что же касается комментариев, которые предположительно содержат не соответствующие действительности утверждения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию (статья 152 ГК Российской Федерации) медицинского работника, в том числе подпадающие под признаки клеветы (статья 128.1 УК Российской Федерации), то на редакции средства массовой информации также лежит обязанность в разумные сроки после поступления соответствующего обращения предпринять меры, необходимые для подтверждения недостоверности такой информации с целью ее последующего удаления (изменения) или опубликования опровержения в установленном законом порядке. Для предотвращения дальнейшего бесконтрольного распространения такой информации - что во многом сделало бы неэффективной защиту прав заинтересованного лица - редакция на время проверки может как временно ограничить доступ к адресу в сети Интернет, по которому размещен комментарий, так и обратить внимание интернет-пользователей на его спорный характер.