Количество пенсионеров в России
Подборка наиболее важных документов по запросу Количество пенсионеров в России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу правового регулирования получения инвалидами двух пенсий
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Согласно демографическим и статистическим данным Социального фонда России количество пенсионеров, признанных в установленном порядке инвалидами, по состоянию на 1 января 2024 г. составляло 10 575 738 человек, из которых граждан (в том числе дети-инвалиды), получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, - 2 421 411, тогда как страховые пенсии положены 8 154 327 человек <2>. Таким образом, в настоящее время претендовать на получение двух пенсий может лишь у 23% от общего числа инвалидов.
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)Согласно демографическим и статистическим данным Социального фонда России количество пенсионеров, признанных в установленном порядке инвалидами, по состоянию на 1 января 2024 г. составляло 10 575 738 человек, из которых граждан (в том числе дети-инвалиды), получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, - 2 421 411, тогда как страховые пенсии положены 8 154 327 человек <2>. Таким образом, в настоящее время претендовать на получение двух пенсий может лишь у 23% от общего числа инвалидов.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)В своей статье "Экономический эффект старения населения и экономических реформ" руководитель Экономической экспертной группы Е.Т. Гурвич и младший научный сотрудник Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ М.А. Иванова прогнозировали еще большее сокращение доли работоспособного населения в России и предсказывают выравнивание количества работающих и пенсионеров в стране к 2050 г. <7>. Из этого они делают вывод, что "радикальный сценарий доведения пенсионного возраста до 65 лет со скоростью один год в год позволяет лишь частично решить проблемы, возникающие из-за неблагоприятных демографических тенденций".
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)В своей статье "Экономический эффект старения населения и экономических реформ" руководитель Экономической экспертной группы Е.Т. Гурвич и младший научный сотрудник Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ М.А. Иванова прогнозировали еще большее сокращение доли работоспособного населения в России и предсказывают выравнивание количества работающих и пенсионеров в стране к 2050 г. <7>. Из этого они делают вывод, что "радикальный сценарий доведения пенсионного возраста до 65 лет со скоростью один год в год позволяет лишь частично решить проблемы, возникающие из-за неблагоприятных демографических тенденций".
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"5.1. Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в случае увеличения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, предусмотренный частью 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, в связи с рождением ребенка производится со дня рождения ребенка без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений о рождении ребенка и его родителе, содержащихся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации (далее - федеральный регистр сведений о населении). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности лица извещает его о таком перерасчете.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"5.1. Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в случае увеличения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, предусмотренный частью 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, в связи с рождением ребенка производится со дня рождения ребенка без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений о рождении ребенка и его родителе, содержащихся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации (далее - федеральный регистр сведений о населении). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности лица извещает его о таком перерасчете.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2021 г. N 8-КГ21-4-К2).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2021 г. N 8-КГ21-4-К2).
Статья: Отпуска без сохранения зарплаты от А до Я
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Случаи предоставления ОБСЗП, перечисленные в ч. 2 ст. 128 ТК РФ, можно разделить на две группы:
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Случаи предоставления ОБСЗП, перечисленные в ч. 2 ст. 128 ТК РФ, можно разделить на две группы:
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
Статья: Реализация права на объединение работников, занятых посредством интернет-платформ, в европейских странах и в Российской Федерации
(Избиенова Т.А., Безина А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)На российском рынке услуг представлено несколько интернет-платформ, активно использующих труд представителей неустойчиво занятой части рынка труда. Правоприменительная практика в отношении лиц, оказывающих услуги на основе цифровых агрегаторов, идет по пути признания их в качестве субъектов гражданско-правовых отношений, независимых подрядчиков (исполнителей) <38>. Однако, несмотря на такую достаточно категоричную по отношению к занятым судебную практику, исполнители проявляют интерес к трудоправовым формам защиты своих законных интересов и, пользуясь ст. 30 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающей производственно-профессиональный критерий объединения, создают профессиональные союзы. По причине разобщенности, официальных данных об их общем количестве на территории России в распоряжении авторов не имеется. Однако некоторые такие профессиональные союзы становятся известны широкому кругу лиц по причине их активной общественной и правозащитной деятельности. Одним из них является межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта "Таксист" <39>, представляющий собой добровольное объединение работников организаций, индивидуальных предпринимателей, временно неработающих, студентов, пенсионеров, работающих на основании трудового соглашения, созданное с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников вышеуказанных организаций.
(Избиенова Т.А., Безина А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)На российском рынке услуг представлено несколько интернет-платформ, активно использующих труд представителей неустойчиво занятой части рынка труда. Правоприменительная практика в отношении лиц, оказывающих услуги на основе цифровых агрегаторов, идет по пути признания их в качестве субъектов гражданско-правовых отношений, независимых подрядчиков (исполнителей) <38>. Однако, несмотря на такую достаточно категоричную по отношению к занятым судебную практику, исполнители проявляют интерес к трудоправовым формам защиты своих законных интересов и, пользуясь ст. 30 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающей производственно-профессиональный критерий объединения, создают профессиональные союзы. По причине разобщенности, официальных данных об их общем количестве на территории России в распоряжении авторов не имеется. Однако некоторые такие профессиональные союзы становятся известны широкому кругу лиц по причине их активной общественной и правозащитной деятельности. Одним из них является межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта "Таксист" <39>, представляющий собой добровольное объединение работников организаций, индивидуальных предпринимателей, временно неработающих, студентов, пенсионеров, работающих на основании трудового соглашения, созданное с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников вышеуказанных организаций.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<10> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." // СПС "КонсультантПлюс".
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<10> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Особенности наследования по договорам о брокерском обслуживании
(Андропова Т.В., Ильянова Ю.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 6)В настоящее время наличие в составе наследства валюты, облигаций, еврооблигаций, акций российских и зарубежных компаний и прочих финансовых активов не удивляет: с каждым годом растет число физических лиц, желающих заняться инвестициями. Так, по данным Банка России, на 30 июня 2021 года клиентами российских брокеров являлись почти 15 миллионов граждан РФ; брокерские счета есть и у молодежи, и у пенсионеров, при этом, несмотря на то что в возрастных группах 40 - 50 лет, 50 - 60 лет, 60 лет и старше количество клиентов меньше, чем в группах до 20 лет, 20 - 30 лет и 30 - 40 лет, объем активов в "возрастных" группах больше <2>.
(Андропова Т.В., Ильянова Ю.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 6)В настоящее время наличие в составе наследства валюты, облигаций, еврооблигаций, акций российских и зарубежных компаний и прочих финансовых активов не удивляет: с каждым годом растет число физических лиц, желающих заняться инвестициями. Так, по данным Банка России, на 30 июня 2021 года клиентами российских брокеров являлись почти 15 миллионов граждан РФ; брокерские счета есть и у молодежи, и у пенсионеров, при этом, несмотря на то что в возрастных группах 40 - 50 лет, 50 - 60 лет, 60 лет и старше количество клиентов меньше, чем в группах до 20 лет, 20 - 30 лет и 30 - 40 лет, объем активов в "возрастных" группах больше <2>.
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Вместе с тем существуют определенные проблемы в реализации данных положений. Следует отметить, что на учете для предоставления ЕСВ состоят 88 756 очередников, а в период с 2012 по 2020 год были обеспечены 15 848 очередников [1]. Из анализа обеспечения ЕСВ можно сделать вывод, что получили выплаты около 20% сотрудников, остальные - в ожидании улучшения жилищных условий. В 2025 году 557 семей сотрудников (пенсионеров) ОВД получили ЕСВ в соответствии с выделяемыми бюджетными средствами <4>, что явно недостаточно в сравнении с количеством очередников.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Вместе с тем существуют определенные проблемы в реализации данных положений. Следует отметить, что на учете для предоставления ЕСВ состоят 88 756 очередников, а в период с 2012 по 2020 год были обеспечены 15 848 очередников [1]. Из анализа обеспечения ЕСВ можно сделать вывод, что получили выплаты около 20% сотрудников, остальные - в ожидании улучшения жилищных условий. В 2025 году 557 семей сотрудников (пенсионеров) ОВД получили ЕСВ в соответствии с выделяемыми бюджетными средствами <4>, что явно недостаточно в сравнении с количеством очередников.
Вопрос: Об установлении пониженной ставки и льгот по транспортному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-05-06-04/126768)Таким образом, вопросы об установлении пониженной налоговой ставки по транспортному налогу, а также об установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров, находятся в компетенции законодательных органов субъектов Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-05-06-04/126768)Таким образом, вопросы об установлении пониженной налоговой ставки по транспортному налогу, а также об установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров, находятся в компетенции законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Статья: Уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности пожилых лиц
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В отечественной уголовно-правовой и криминологической литературе имеет место дискуссия по проблеме преступности в отношении пожилых граждан. На основании данных ведомственной статистики высказываются мнения о степени общественной опасности и распространенности указанной категории противоправных деяний. А.И. Бастрыкин обращает внимание на то, что сотрудники Следственного комитета РФ в ходе расследования уголовных дел сталкиваются с самыми разными проявлениями жестокости и безнравственности, включая унижение и обман ветеранов и пенсионеров - людей, которые так нуждаются в защите и заботе <15>. А.Л. Ситковский и Г.Ф. Коимшиди, анализируя данные ФКУ "ГИАЦ МВД России", с тревогой отмечают рост количества потерпевших преклонного возраста и прогнозируют негативную тенденцию виктимизации пожилых граждан в связи с влиянием ряда социально-экономических факторов <16>. К.В. Вишневецкий приводит данные о том, что люди в возрасте от 16 до 24 лет в несколько раз чаще становятся жертвами краж и угонов транспортных средств, чем люди старше 65 лет, однако признает уязвимость лиц пожилого возраста в условиях кардинальной трансформации социума <17>. Отдельные исследователи поднимают проблему отсутствия статистических данных открытого характера о преступлениях в отношении пожилых лиц <18>.
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В отечественной уголовно-правовой и криминологической литературе имеет место дискуссия по проблеме преступности в отношении пожилых граждан. На основании данных ведомственной статистики высказываются мнения о степени общественной опасности и распространенности указанной категории противоправных деяний. А.И. Бастрыкин обращает внимание на то, что сотрудники Следственного комитета РФ в ходе расследования уголовных дел сталкиваются с самыми разными проявлениями жестокости и безнравственности, включая унижение и обман ветеранов и пенсионеров - людей, которые так нуждаются в защите и заботе <15>. А.Л. Ситковский и Г.Ф. Коимшиди, анализируя данные ФКУ "ГИАЦ МВД России", с тревогой отмечают рост количества потерпевших преклонного возраста и прогнозируют негативную тенденцию виктимизации пожилых граждан в связи с влиянием ряда социально-экономических факторов <16>. К.В. Вишневецкий приводит данные о том, что люди в возрасте от 16 до 24 лет в несколько раз чаще становятся жертвами краж и угонов транспортных средств, чем люди старше 65 лет, однако признает уязвимость лиц пожилого возраста в условиях кардинальной трансформации социума <17>. Отдельные исследователи поднимают проблему отсутствия статистических данных открытого характера о преступлениях в отношении пожилых лиц <18>.
Готовое решение: Как предоставить и оплатить выходные дни для прохождения работниками диспансеризации
(КонсультантПлюс, 2025)Количество дней, предоставляемых в течение года для прохождения диспансеризации, предусмотренной законодательством в сфере охраны здоровья, зависит от возраста работника.
(КонсультантПлюс, 2025)Количество дней, предоставляемых в течение года для прохождения диспансеризации, предусмотренной законодательством в сфере охраны здоровья, зависит от возраста работника.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Таким образом, правопорядок, признавая договор страхования публичным или вынуждая страховщика заключить договор на основании принципа равного обращения, по сути, допускает исключение и не учитывает такой критерий, как значимость личности страхователя для страховщика. Однако данный фактор, игнорируемый применительно к вопросу о заключении договора, не может не учитываться в контексте формулирования договорных условий такого договора. Публичный договор страхования, являясь исключением из общего правила, должен допускать определенные отклонения от правовых последствий, которые обычно связываются с публичным характером договора, а именно правопорядок должен позволять страховщику предусматривать разные договорные условия в разных договорах в зависимости от индивидуальных характеристик страхователя. Как представляется, это право страховщика может выходить за пределы ст. 426 ГК РФ, разрешающей обязанному лицу выделять отдельные заранее известные <88> категории потребителей на основании объективных критериев и применять к ним равный подход. В частности, по характеру примеров, которые предлагает Верховный Суд в п. 17 Постановления ВС РФ N 49 (учащиеся, пенсионеры, многодетные семьи), речь как будто идет о свободной воле обязанного лица принять решение о предоставлении для указанных лиц льготных условий. В свою очередь, расчет тарифа для страховщика предполагает распределение всех потенциальных страхователей на группы с учетом большого количества факторов. Если в некоторых договорных типах дифференциация потребителей - это допустимая опция (магазин розничной торговли может предоставлять скидку, а может и отказаться от этой идеи), то в договоре страхования это необходимость. Возможно, не все критерии классификации, которыми вправе пользоваться страховщик, доступны для других обязанных лиц, подпадающих под сферу действия ст. 426 ГК РФ.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Таким образом, правопорядок, признавая договор страхования публичным или вынуждая страховщика заключить договор на основании принципа равного обращения, по сути, допускает исключение и не учитывает такой критерий, как значимость личности страхователя для страховщика. Однако данный фактор, игнорируемый применительно к вопросу о заключении договора, не может не учитываться в контексте формулирования договорных условий такого договора. Публичный договор страхования, являясь исключением из общего правила, должен допускать определенные отклонения от правовых последствий, которые обычно связываются с публичным характером договора, а именно правопорядок должен позволять страховщику предусматривать разные договорные условия в разных договорах в зависимости от индивидуальных характеристик страхователя. Как представляется, это право страховщика может выходить за пределы ст. 426 ГК РФ, разрешающей обязанному лицу выделять отдельные заранее известные <88> категории потребителей на основании объективных критериев и применять к ним равный подход. В частности, по характеру примеров, которые предлагает Верховный Суд в п. 17 Постановления ВС РФ N 49 (учащиеся, пенсионеры, многодетные семьи), речь как будто идет о свободной воле обязанного лица принять решение о предоставлении для указанных лиц льготных условий. В свою очередь, расчет тарифа для страховщика предполагает распределение всех потенциальных страхователей на группы с учетом большого количества факторов. Если в некоторых договорных типах дифференциация потребителей - это допустимая опция (магазин розничной торговли может предоставлять скидку, а может и отказаться от этой идеи), то в договоре страхования это необходимость. Возможно, не все критерии классификации, которыми вправе пользоваться страховщик, доступны для других обязанных лиц, подпадающих под сферу действия ст. 426 ГК РФ.