Количество поправок в конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Количество поправок в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Выводы: 1) необходимость разрешения проблемы "транзита власти - 2024" явилась первопричиной конституционной реформы - 2020; 2) поправка о придании Государственному Совету РФ конституционного статуса сыграла роль отвлекающего маневра от последовавшего затем радикального разрешения проблемы "транзита власти" путем "обнуления" легислатур действующего Президента РФ; 3) для объявления и беспрепятственного принятия поправки об "обнулении" были необходимы две взаимодополняющие составляющие: а) легендарная личность всемирно известной первой женщины-космонавта и б) эффект неожиданности; 4) все вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о тщательной подготовке к объявлению и легализации поправки В.В. Терешковой, что само по себе является высшим пилотажем в политике (в этих политических шахматах победителей действительно не судят); 5) придание Государственному Совету конституционного статуса является запасным вариантом разрешения проблемы политической судьбы В.В. Путина по истечении его Президентских полномочий, равно как и политической судьбы всех последующих российских Президентов, не считая конституционной возможности бывшего Президента стать пожизненным сенатором (и, следовательно, председателем Совета Федерации); 6) совпадение полномочий Государственного Совета и Президента в части определения основных направлений внутренней и внешней политики подтверждают вышеназванные аргументы; 7) главная цель конституционной реформы - 2020 (транзит власти - 2024) обусловливает расхождение между официальной риторикой, сопровождающей те или иные поправки, с одной стороны, и подлинными мотивами их инициаторов - с другой; 8) ни один Президент, будучи инициатором реформы, не проводит ее ради ущемления своих полномочий добровольно, поэтому перераспределение баланса полномочий в пользу других органов власти не лишено элемента лукавства в виде гарантий, перевешивающих усиление других органов власти; 9) фактически произошло и конституционно легализовано очередное усиление полномочий Президента на фоне исключительно декоративного увеличения полномочий обеих палат Федерального Собрания и Конституционного Суда; 10) троекратная легитимация конституционных поправок - 2020 явилась уникальным, но конституционно не запрещенным способом легитимации; 11) легитимация поправок в форме заключения Конституционного Суда об их конституционности есть явочное (доконституционное), но не первое наделение КС правом на предварительный конституционный контроль, установленный одной из поправок (первый раз по инициативе Совета Федерации был рассмотрен на конституционность ФЗ о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы VII созыва с декабря на сентябрь 2016 г.); 12) те, кто утверждает, что общероссийское голосование по поправкам к Конституции было неконституционным, отождествляют понятия "неконституционное" и "внеконституционное"; 13) критика способов легитимации конституционной реформы - 2020 является проявлением бессильного морализаторства тех оппонентов В.В. Путина, которых он переиграл; 14) "неприкасаемость" гл. 1, 2 и 9 Конституции при огромном количестве поправок в ее текст, фактически затрагивающих названные главы, делает содержание Конституции, и без того противоречивое, еще более противоречивым, а структуру Конституции - еще более размытой и эклектичной; 15) идея "живой конституции", предполагающая возможность принятия федеральных законов, "корректирующих" конституционные принципы первой главы Конституции с последующей легализацией "корректирующих" законов в постановлениях КС, доведена до логического завершения в конституционной реформе - 2020 по принципу "крайности сходятся"; 16) при всей критике названных поправок по их форме и содержанию нельзя отрицать, что они знаменовали собой не только увеличение ее текста на целую треть, но и полномасштабное обновление российской Конституции; 17) нового полномасштабного обновления действующей Конституции больше не будет, а будет принятие новой российской конституции, причем, возможно, уже в 2024 г. или ранее.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Выводы: 1) необходимость разрешения проблемы "транзита власти - 2024" явилась первопричиной конституционной реформы - 2020; 2) поправка о придании Государственному Совету РФ конституционного статуса сыграла роль отвлекающего маневра от последовавшего затем радикального разрешения проблемы "транзита власти" путем "обнуления" легислатур действующего Президента РФ; 3) для объявления и беспрепятственного принятия поправки об "обнулении" были необходимы две взаимодополняющие составляющие: а) легендарная личность всемирно известной первой женщины-космонавта и б) эффект неожиданности; 4) все вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о тщательной подготовке к объявлению и легализации поправки В.В. Терешковой, что само по себе является высшим пилотажем в политике (в этих политических шахматах победителей действительно не судят); 5) придание Государственному Совету конституционного статуса является запасным вариантом разрешения проблемы политической судьбы В.В. Путина по истечении его Президентских полномочий, равно как и политической судьбы всех последующих российских Президентов, не считая конституционной возможности бывшего Президента стать пожизненным сенатором (и, следовательно, председателем Совета Федерации); 6) совпадение полномочий Государственного Совета и Президента в части определения основных направлений внутренней и внешней политики подтверждают вышеназванные аргументы; 7) главная цель конституционной реформы - 2020 (транзит власти - 2024) обусловливает расхождение между официальной риторикой, сопровождающей те или иные поправки, с одной стороны, и подлинными мотивами их инициаторов - с другой; 8) ни один Президент, будучи инициатором реформы, не проводит ее ради ущемления своих полномочий добровольно, поэтому перераспределение баланса полномочий в пользу других органов власти не лишено элемента лукавства в виде гарантий, перевешивающих усиление других органов власти; 9) фактически произошло и конституционно легализовано очередное усиление полномочий Президента на фоне исключительно декоративного увеличения полномочий обеих палат Федерального Собрания и Конституционного Суда; 10) троекратная легитимация конституционных поправок - 2020 явилась уникальным, но конституционно не запрещенным способом легитимации; 11) легитимация поправок в форме заключения Конституционного Суда об их конституционности есть явочное (доконституционное), но не первое наделение КС правом на предварительный конституционный контроль, установленный одной из поправок (первый раз по инициативе Совета Федерации был рассмотрен на конституционность ФЗ о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы VII созыва с декабря на сентябрь 2016 г.); 12) те, кто утверждает, что общероссийское голосование по поправкам к Конституции было неконституционным, отождествляют понятия "неконституционное" и "внеконституционное"; 13) критика способов легитимации конституционной реформы - 2020 является проявлением бессильного морализаторства тех оппонентов В.В. Путина, которых он переиграл; 14) "неприкасаемость" гл. 1, 2 и 9 Конституции при огромном количестве поправок в ее текст, фактически затрагивающих названные главы, делает содержание Конституции, и без того противоречивое, еще более противоречивым, а структуру Конституции - еще более размытой и эклектичной; 15) идея "живой конституции", предполагающая возможность принятия федеральных законов, "корректирующих" конституционные принципы первой главы Конституции с последующей легализацией "корректирующих" законов в постановлениях КС, доведена до логического завершения в конституционной реформе - 2020 по принципу "крайности сходятся"; 16) при всей критике названных поправок по их форме и содержанию нельзя отрицать, что они знаменовали собой не только увеличение ее текста на целую треть, но и полномасштабное обновление российской Конституции; 17) нового полномасштабного обновления действующей Конституции больше не будет, а будет принятие новой российской конституции, причем, возможно, уже в 2024 г. или ранее.
Статья: Рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации дела о конституционных изменениях 2020 г.: материально-правовые и процессуальные особенности
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что в запросе Президента РФ в КС РФ от 14 марта 2020 г., наряду с общим посылом о проверке содержащегося в оспариваемом Законе нового конституционного регулирования, отдельно сформулировано требование главы государства о проверке двух, по-видимому, наиболее спорных законоположений: о распространении на Президента РФ, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ, ограничения по количеству сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 81 Конституции РФ, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ; о возможности дополнения федеральным законодателем общего порядка вступления в силу поправок, предусмотренного ст. 136 Конституции РФ, стадией, предполагающей одобрение поправки на общероссийском голосовании.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что в запросе Президента РФ в КС РФ от 14 марта 2020 г., наряду с общим посылом о проверке содержащегося в оспариваемом Законе нового конституционного регулирования, отдельно сформулировано требование главы государства о проверке двух, по-видимому, наиболее спорных законоположений: о распространении на Президента РФ, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ, ограничения по количеству сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 81 Конституции РФ, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ; о возможности дополнения федеральным законодателем общего порядка вступления в силу поправок, предусмотренного ст. 136 Конституции РФ, стадией, предполагающей одобрение поправки на общероссийском голосовании.
Нормативные акты
Информация Президента РФ от 14.03.2020
"Президент направил запрос в Конституционный Суд"В том числе прошу Конституционный Суд Российской Федерации высказаться о допустимости дополнения на основании результатов прямого общероссийского волеизъявления граждан статьи 81 Конституции Российской Федерации частью 31, предусматривающей распространение на Президента Российской Федерации, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, ограничения по количеству сроков, предусмотренных частью 3 данной статьи, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, предусмотренных Законом о поправке к Конституции Российской Федерации и изменяющих содержание конституционного статуса Президента Российской Федерации.
"Президент направил запрос в Конституционный Суд"В том числе прошу Конституционный Суд Российской Федерации высказаться о допустимости дополнения на основании результатов прямого общероссийского волеизъявления граждан статьи 81 Конституции Российской Федерации частью 31, предусматривающей распространение на Президента Российской Федерации, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, ограничения по количеству сроков, предусмотренных частью 3 данной статьи, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, предусмотренных Законом о поправке к Конституции Российской Федерации и изменяющих содержание конституционного статуса Президента Российской Федерации.
Распоряжение Президента РФ от 10.01.2009 N 7-рп
"Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации"2. Управлению делами Президента Российской Федерации разместить государственный заказ на изготовление издания Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками и с указанием даты их вступления в силу в количестве 3000 экземпляров в государственном учреждении - издательстве "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
"Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации"2. Управлению делами Президента Российской Федерации разместить государственный заказ на изготовление издания Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками и с указанием даты их вступления в силу в количестве 3000 экземпляров в государственном учреждении - издательстве "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.