Коммунальные услуги инвалид
Подборка наиболее важных документов по запросу Коммунальные услуги инвалид (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 31 "Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении" ЖК РФ"На основании анализа положений части 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, исходя из части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что названные меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Обеспечение инвалидов жильем" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Таким образом, как федеральным так и региональным законодательством предусмотрено предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, льготы по оплате в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как инвалиду получить льготу по оплате коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льгота инвалидам по оплате коммунальных услуг
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Льгота инвалидам по оплате коммунальных услуг
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если пенсионер является инвалидом, ему предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% платы за наем, платы за содержание жилых помещений и платы за коммунальные услуги. Если пенсионер является инвалидом I или II группы, ему предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более установленного размера (ч. 13, 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если пенсионер является инвалидом, ему предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% платы за наем, платы за содержание жилых помещений и платы за коммунальные услуги. Если пенсионер является инвалидом I или II группы, ему предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более установленного размера (ч. 13, 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для больных сахарным диабетом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости и компенсируются расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. Инвалиды, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи, могут получать медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных организациях (ч. 13 ст. 17, ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 28 Закона N 181-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости и компенсируются расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. Инвалиды, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи, могут получать медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных организациях (ч. 13 ст. 17, ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 28 Закона N 181-ФЗ).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для больных бронхиальной астмой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалидам предоставляются, например, определенные гарантии трудовой занятости и компенсируются установленные расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. Инвалиды, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи, могут получать медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных организациях (ч. 13 ст. 17, ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 28 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также инвалидам предоставляются, например, определенные гарантии трудовой занятости и компенсируются установленные расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. Инвалиды, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи, могут получать медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных организациях (ч. 13 ст. 17, ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 28 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Другой пример - все основные меры социальной поддержки инвалидов отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. Реализация таких мер поддержки выявила многочисленные недоработки, которые в отдельных субъектах РФ решаются за счет средств этих субъектов. Например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов <30>. То есть закон дифференцирует меры поддержки в зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение на праве собственности либо относится к государственному или муниципальному жилищному фонду. Конституционный Суд РФ установил, что такая дифференциация не может считаться необоснованной, поскольку принцип равенства не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в регулировании <31>. На решение данного вопроса направлены многочисленные проекты федеральных законов <32>, в обоснование отклонения которых включалась ссылка на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки. Такой же довод высказывался при отклонении предложений по расширению льгот на федеральном уровне в части мер поддержки гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы и инвалидом I группы <33>. Также субъекты РФ принимают обязательства по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., так как федеральный закон такие расходные обязательства не урегулировал. По этой проблеме также имеется существенная судебная практика, и ее неоднократно предлагалось решить законодательным путем <34>.
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Другой пример - все основные меры социальной поддержки инвалидов отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. Реализация таких мер поддержки выявила многочисленные недоработки, которые в отдельных субъектах РФ решаются за счет средств этих субъектов. Например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов <30>. То есть закон дифференцирует меры поддержки в зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение на праве собственности либо относится к государственному или муниципальному жилищному фонду. Конституционный Суд РФ установил, что такая дифференциация не может считаться необоснованной, поскольку принцип равенства не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в регулировании <31>. На решение данного вопроса направлены многочисленные проекты федеральных законов <32>, в обоснование отклонения которых включалась ссылка на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки. Такой же довод высказывался при отклонении предложений по расширению льгот на федеральном уровне в части мер поддержки гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы и инвалидом I группы <33>. Также субъекты РФ принимают обязательства по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., так как федеральный закон такие расходные обязательства не урегулировал. По этой проблеме также имеется существенная судебная практика, и ее неоднократно предлагалось решить законодательным путем <34>.