Компенсации жертвам политических репрессий
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсации жертвам политических репрессий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 13.12.2021 по делу N 33-12487/2021(2-3247/2021)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец как реабилитированное лицо имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные законодательством, которое не предусматривает возмещение ущерба в ином виде.
Решение: Отказано.В силу приведенных правовых позиций исключение с 1 января 2005 г. из преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального ущерба не может рассматриваться как имеющее целью ущемление конституционных прав репрессированных и допускающее отказ государства от государственной поддержки данной категории граждан, поскольку само по себе не исключает обязательств государства по защите законных интересов реабилитированных лиц.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец как реабилитированное лицо имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные законодательством, которое не предусматривает возмещение ущерба в ином виде.
Решение: Отказано.В силу приведенных правовых позиций исключение с 1 января 2005 г. из преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального ущерба не может рассматриваться как имеющее целью ущемление конституционных прав репрессированных и допускающее отказ государства от государственной поддержки данной категории граждан, поскольку само по себе не исключает обязательств государства по защите законных интересов реабилитированных лиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Российская Федерация стремится к реабилитации жертв политических репрессий и компенсации в посильной мере нанесенного им вреда. Исходя из идеалов права и справедливости, федеральный законодатель гарантировал право вернуться в населенный пункт своего прежнего места жительства или места жительства своих родителей тем, кто в силу политических репрессий был лишен этого места жительства. И именно на уровне федерального законодательства, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, должны определяться все необходимые для реабилитации меры, которые в пределах собственных возможностей субъекты Российской Федерации не лишены дополнять и уточнять.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Российская Федерация стремится к реабилитации жертв политических репрессий и компенсации в посильной мере нанесенного им вреда. Исходя из идеалов права и справедливости, федеральный законодатель гарантировал право вернуться в населенный пункт своего прежнего места жительства или места жительства своих родителей тем, кто в силу политических репрессий был лишен этого места жительства. И именно на уровне федерального законодательства, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, должны определяться все необходимые для реабилитации меры, которые в пределах собственных возможностей субъекты Российской Федерации не лишены дополнять и уточнять.
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" согласуется с вытекающими из Конституции РФ и выраженными в решениях Конституционного Суда РФ требованиями соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и является специальным нормативным правовым актом, направленным на реализацию конституционных положений, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. При принятии данного Закона федеральный законодатель исходил из признания того, что за годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости. Тем самым Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" объективировал возникшие в связи с фактом причинения соответствующего вреда конституционно-правовые отношения по поводу его возмещения между гражданами, являющимися жертвами политических репрессий, и Российской Федерацией как правопреемником СССР - государства, с деятельностью которого связано причинение вреда, по своему характеру представляющего собой вред, реально неисчисляемый и невосполнимый. Это обязывает Российскую Федерацию стремиться к возможно более полному возмещению такого вреда на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала. Данный Закон, которым соответствующие действия тоталитарного режима признаются антизаконными, представляет собой, по существу, публично-правовое обязательство, направленное на компенсацию в имущественной сфере ущерба, причиненного пострадавшим гражданам. В сфере восстановления прав жертв политических репрессий требуется установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы им стабильность их официально признанного правового статуса как участников соответствующих конституционно-правовых отношений и то, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" согласуется с вытекающими из Конституции РФ и выраженными в решениях Конституционного Суда РФ требованиями соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и является специальным нормативным правовым актом, направленным на реализацию конституционных положений, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. При принятии данного Закона федеральный законодатель исходил из признания того, что за годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости. Тем самым Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" объективировал возникшие в связи с фактом причинения соответствующего вреда конституционно-правовые отношения по поводу его возмещения между гражданами, являющимися жертвами политических репрессий, и Российской Федерацией как правопреемником СССР - государства, с деятельностью которого связано причинение вреда, по своему характеру представляющего собой вред, реально неисчисляемый и невосполнимый. Это обязывает Российскую Федерацию стремиться к возможно более полному возмещению такого вреда на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала. Данный Закон, которым соответствующие действия тоталитарного режима признаются антизаконными, представляет собой, по существу, публично-правовое обязательство, направленное на компенсацию в имущественной сфере ущерба, причиненного пострадавшим гражданам. В сфере восстановления прав жертв политических репрессий требуется установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы им стабильность их официально признанного правового статуса как участников соответствующих конституционно-правовых отношений и то, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.02.2023 N 18-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"1. На граждан из числа репрессированных лиц, которые впоследствии реабилитированы (за исключением граждан из числа лиц, указанных в части 2 настоящей статьи), а также граждан из числа лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы, с 1 марта 2023 года распространяются меры социальной поддержки и выплата компенсаций, предусмотренные Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", в установленном указанным Законом порядке.
(ред. от 25.12.2023)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"1. На граждан из числа репрессированных лиц, которые впоследствии реабилитированы (за исключением граждан из числа лиц, указанных в части 2 настоящей статьи), а также граждан из числа лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы, с 1 марта 2023 года распространяются меры социальной поддержки и выплата компенсаций, предусмотренные Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", в установленном указанным Законом порядке.
Федеральный закон от 22.12.2014 N 421-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"1. На граждан из числа репрессированных лиц, которые впоследствии реабилитированы (за исключением граждан из числа лиц, указанных в части 2 настоящей статьи), а также граждан из числа лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы, с 1 января 2015 года распространяются меры социальной поддержки и выплата компенсаций, предусмотренные Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", в установленном указанным Законом Российской Федерации порядке.
(ред. от 28.12.2022)
"Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"1. На граждан из числа репрессированных лиц, которые впоследствии реабилитированы (за исключением граждан из числа лиц, указанных в части 2 настоящей статьи), а также граждан из числа лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которые впоследствии реабилитированы, с 1 января 2015 года распространяются меры социальной поддержки и выплата компенсаций, предусмотренные Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", в установленном указанным Законом Российской Федерации порядке.