Компенсационная выплата по уходу за лицом достигшим возраста 80 лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсационная выплата по уходу за лицом достигшим возраста 80 лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.03.2024 N 88-5562/2024 (УИД 22MS0140-01-2023-001748-69)
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти: О взыскании излишне выплаченной компенсационной выплаты.
Обстоятельства: Ответчику как неработающему трудоспособному лицу была установлена компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным лицом. Истец ссылается на то, что ответчик осуществлял трудовую деятельность, в связи с чем ему была излишне выплачена компенсационная выплата.
Решение: Отказано.Вопреки доводов кассационной жалобы судами обоснованно указано, что К. получателем компенсационной выплаты не является, в связи с чем оснований для взыскания с него излишне выплаченной компенсационной выплаты не имеется, тогда как добросовестность гражданина (в данном случае Д.) по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, суды правильно исходили из того, что бремя доказывания недобросовестности при получении в спорный период компенсационной выплаты возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, между тем истцом таких доказательств представлено не было, доводы истца на обязательства при оформлении выплаты о сообщении пенсионному органу в течение 5 дней о трудоустройстве лица, которое осуществляет уход, за гражданином, достигшим возраста 80 лет, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствует о недобросовестном получении выплат Д.
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти: О взыскании излишне выплаченной компенсационной выплаты.
Обстоятельства: Ответчику как неработающему трудоспособному лицу была установлена компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным лицом. Истец ссылается на то, что ответчик осуществлял трудовую деятельность, в связи с чем ему была излишне выплачена компенсационная выплата.
Решение: Отказано.Вопреки доводов кассационной жалобы судами обоснованно указано, что К. получателем компенсационной выплаты не является, в связи с чем оснований для взыскания с него излишне выплаченной компенсационной выплаты не имеется, тогда как добросовестность гражданина (в данном случае Д.) по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, суды правильно исходили из того, что бремя доказывания недобросовестности при получении в спорный период компенсационной выплаты возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, между тем истцом таких доказательств представлено не было, доводы истца на обязательства при оформлении выплаты о сообщении пенсионному органу в течение 5 дней о трудоустройстве лица, которое осуществляет уход, за гражданином, достигшим возраста 80 лет, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствует о недобросовестном получении выплат Д.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2022 N 88-23548/2022 по делу N 2-387/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О взыскании перечисленной суммы компенсации, выплаты компенсационного характера.
Обстоятельства: Ответчику как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за престарелым лицом, достигшим возраста 80 лет, была установлена ежемесячная компенсационная выплата. Сотрудниками пенсионного органа были получены сведения о том, что ответчик оказывает возмездные услуги по договору. Поскольку ответчик в течение 5 дней не известил орган ПФ РФ о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, он обязан возместить причиненный ущерб.
Решение: Отказано.Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Т.) по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, суды правильно исходили из того, что бремя доказывания недобросовестности Т. при получении в вышеупомянутые периоды сумм компенсационной выплаты возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, между тем истцом таких доказательств представлено не было, ссылки истца на обязательства Т. при оформлении выплаты о сообщении пенсионному органу в течение 5 дней о трудоустройстве лица, которое осуществляет уход, за гражданином, достигшим возраста 80 лет, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку подписание такого обязательства само по себе не свидетельствует о получении выплат ответчиком Т. и о его недобросовестности.
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О взыскании перечисленной суммы компенсации, выплаты компенсационного характера.
Обстоятельства: Ответчику как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за престарелым лицом, достигшим возраста 80 лет, была установлена ежемесячная компенсационная выплата. Сотрудниками пенсионного органа были получены сведения о том, что ответчик оказывает возмездные услуги по договору. Поскольку ответчик в течение 5 дней не известил орган ПФ РФ о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, он обязан возместить причиненный ущерб.
Решение: Отказано.Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Т.) по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, суды правильно исходили из того, что бремя доказывания недобросовестности Т. при получении в вышеупомянутые периоды сумм компенсационной выплаты возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, между тем истцом таких доказательств представлено не было, ссылки истца на обязательства Т. при оформлении выплаты о сообщении пенсионному органу в течение 5 дней о трудоустройстве лица, которое осуществляет уход, за гражданином, достигшим возраста 80 лет, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку подписание такого обязательства само по себе не свидетельствует о получении выплат ответчиком Т. и о его недобросовестности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли самозанятый, добровольно не уплачивающий страховые взносы в СФР, получать ежемесячную компенсационную выплату в связи с уходом за мамой, которой больше 80 лет?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Полагаем, что самозанятый может получать ежемесячную компенсационную выплату в связи с уходом за престарелым лицом, достигшим возраста 80 лет, в случае если в добровольном порядке не вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Полагаем, что самозанятый может получать ежемесячную компенсационную выплату в связи с уходом за престарелым лицом, достигшим возраста 80 лет, в случае если в добровольном порядке не вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Статья: Некоторые проблемы упорядочения межотраслевых связей трудового права с правом социального обеспечения в процессе совершенствования трудового законодательства
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В-третьих, уход за больным членом семьи (который также является основанием выплаты пособия по больничному листу) - общественно полезная деятельность, которая поощряется государством. Не зря периоды ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитываются в общий страховой стаж наравне со страховыми и иными социально значимыми периодами, согласно ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях. Тем более если речь идет о периодах временной нетрудоспособности работника, связанных с необходимостью ухода за ребенком-инвалидом или ребенком, страдающим особо тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями (ВИЧ-инфекция, онкология, тяжелые заболевания крови и др.), при которых сроки предоставления периода выдачи больничных листов максимальны или вовсе не ограничиваются максимальным пределом (согласно п. 1, 3, 4, 5 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В-третьих, уход за больным членом семьи (который также является основанием выплаты пособия по больничному листу) - общественно полезная деятельность, которая поощряется государством. Не зря периоды ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитываются в общий страховой стаж наравне со страховыми и иными социально значимыми периодами, согласно ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях. Тем более если речь идет о периодах временной нетрудоспособности работника, связанных с необходимостью ухода за ребенком-инвалидом или ребенком, страдающим особо тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями (ВИЧ-инфекция, онкология, тяжелые заболевания крови и др.), при которых сроки предоставления периода выдачи больничных листов максимальны или вовсе не ограничиваются максимальным пределом (согласно п. 1, 3, 4, 5 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 N 343
(ред. от 22.04.2024)
"Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"1. Настоящие Правила определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - лица, осуществляющие уход).
(ред. от 22.04.2024)
"Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"1. Настоящие Правила определяют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - лица, осуществляющие уход).